фото: Михаил Ковалев
Как сообщает Юрий Чайка в своем письме на имя Дмитрия Медведева, Генпрокуратура и ФАС выяснили, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки не имеет под собой никаких оснований. Порой перевозчики просто навязывают пассажирам дополнительные услуги и включают их в различные тарифы экономкласса, из-за цена билета возрастает в 1,5 раза. Агентство "" приводит список авиакомпаний, которые по мнению Юрии Чайки применяют подобнрые схемы: "Аэрофлот", "Сибирь", "Татарстан" и "Ак барс аэро" на рейсах из Москвы в Хабаровск, Казань, Новосибирск. Однако с ценами на бизнес-класс дело обстоит еще хуже - "богатеньким буратинам" приходится платить в двое больше! Вот такое авиаполе чудес. Генпрокурор пишет о том, что в России до сих пор действует устаревшее законодательство, сложившееся в то время, когда на рынке авиаперевозок России была лишь одна компания - "Аэрофлот". Поэтому нормативы, принятые в 1992-1993 гг, не содержат механизмов рыночного регулирования. Юрий Чайка считает, что Минтранс и другие заинтересованные органы должны принять меры нормативно-правового характера, чтобы обеспечить доступность воздушного транспорта для широкого круга пассажиров. В пресс-службе Медведева уже подтвердили получение письма и заявили, что Медведев даст необходимые поручения вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Однако, как передает агентство "" (группа РИА "Новости"), представители перевозчиков, считают претензии необоснованными. "В письме совершенно не учтена специфика авиаперевозок. Нельзя вырывать из контекста всей системы продаж один рейс", - неназванный топ-менеджер крупной российской авиакомпании. Напомним, что еще и правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, во главе которой он стоит, предложили: «создать условия для развития низкозатратных и дешевых перевозок, в том числе за счет привлечения иностранных авиакомпаний». Соответствующие поручения были переданы Минтрансу, Минэкономразвития, ФАС и ФСТ. В середине ноября глава ФАС Игорь Артемьев по итогам заседания «комиссии Шувалова» сообщил: «Правительство активно обсуждает вопрос приглашения иностранных лоукостеров на российский рынок авиаперевозок, в том числе для осуществления внутренних рейсов. Кроме того, активно обсуждался вопрос воссоздания инфраструктуры для российских лоукостеров. Данный вопрос предполагается всерьез обсуждать, и сейчас ведомства будут делать свои предложения». Высокие внутренние цены на авиабилеты угнетают не только туристов, но и экономику. Так, инвесторы не придут в регион, если за полеты туда им придется выложить целое состояние. К сожалению, есть опасность, что снижение цен на авиабилеты будет сопровождаться катастрофическим падением качества авиаперевозок. А оно и без того в России оставляет желать лучшего. Также в пятницу 2 августа 2013 года стало известно, что Госдума до конца года примет законопроект, дающий право авиаперевозчикам продавать невозвратные билеты, что поспособствует снижению цен на них. Об этом законопроекте ранее говорили представители "Аэрофлота" - с этим законом они связывали возможность создания отечественного лоукостера (бюджетной авиакомпании). ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: Василий ЯШКИНАС, выпускающий редактор сайта МК --Я часто летаю из Москвы в Иркутск, там у меня живут родственники и друзья. Поневоле осуществляю мониторинг цен на этом маршруте всех авиаперевозчиков. Иногда из-за разницы в ценах выгодней лететь туда одной компанией, а возвращаться другой. В зависимости от сезона цена перелета составляла от 3 тыс. до12 тыс. руб. в один конец. Однако странная ситуация сложилась начиная с июня 2012 года. Все авиакомпании держат цены на одинаковом максимальном уровне и зимой, и летом. Более того, зачастую улететь в Читу и Улан-Удэ, расположенные на 500-1000 км. на восток дальше от Москвы чем Иркутск, можно дешевле. Об о всем этом я написал в заявлении в ФАС в ноябре 2012 года. В феврале 2013 года Антимонопольная служба по Иркутской области (УФАС) начала расследование по признакам ценового сговора между авиакомпаниями. В июне пресс-служба ФАС сообщила о возбуждении дела: «Тщательный анализ экономических фактов и данных, полученных в ходе проверки, подтвердил, что во втором полугодии 2012-го и в начале 2013 года четыре крупных авиаперевозчика демонстрировали модель группового поведения. Это выразилось в негласно скоординированной ценовой политике именно на направлении Иркутск — Москва. Тарифы на пассажирские перелеты придерживались в едином ценовом диапазоне, что не было обусловлено объективными обстоятельствами, в разной степени влияющими на деятельность компаний. Все четыре авиакомпании установили максимальные цены за билеты в столицу именно в Иркутске (билеты этих же перевозчиков из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоили значительно дешевле). Ход этого дела по признакам нарушения конкурентного права будет носить публичный характер». |