фото: Михаил Ковалев
По данным ЦДУ ТЭКа, розничные цены на бензин АИ-95 на российских АЗС на прошлой неделе выросли в среднем на 15 коп., до 31,24 руб. за литр. Подорожало и дизельное топливо — но в среднем лишь на 3 коп., до 33,84 руб. за литр. В целом же с начала года средняя цена в России на АИ-92 повысилась на 40 коп., АИ-95 — на 60 коп. (на 1,9%), на зимнее дизельное топливо — на 2,49 руб., а на летний дизель — на 2,21 руб. за литр. Лежащая на поверхности причина роста после трехмесячного снижения: повышение акцизов на топливо с 1 июля. Акцизы на топливо классов Евро-4 и Евро-5 выросли на 400 и 607 руб. за тонну соответственно. Это вызвало скачок цен сначала в опте (на 5–7%), а теперь и в рознице. Кроме того, повысилась привлекательность экспорта. В начале июля, когда формировались текущие цены, произошел скачок мировых цен на нефть. Цена барреля нефти марки Urals тогда поднялась с $99,9 до $110,8. При этом в конце июня — начале июля доллар заметно укрепился к рублю. Есть три фактора, толкающие их вверх. Во-первых, оптовые цены продолжают расти; рынок не «переварил» повышение акцизов. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», на прошлой неделе увеличилась оптовая стоимость всех видов бензина. Лидером роста стал АИ-92: тонна этого вида топлива в опте подорожала на 1 тыс. руб. — до 30,4 тыс. руб. Эксперты оценивают перспективы роста оптовых цен в 5% в месяц до сентября включительно. Затем рост должен остановиться. Если не произойдет технологических сбоев. Лето — период приостановки деятельности отечественных НПЗ на ежегодный плановый ремонт. К сожалению, за 20 лет крупных НПЗ непрерывного цикла в России построено (или модернизировано из старых) очень мало. Оборудование на НПЗ 1950–1960 гг. постройки сильно изношено. Каждый летний ремонт вызывает нервное напряжение: запустят, не запустят, а если запустят, то когда? К сожалению, так будет продолжаться и дальше: повышение акцизов не только гонит цены вверх, но и свидетельствует о том, что государство продолжает «доить» отрасль в целях пополнения бюджета. А это значит: прощай, модернизация.
Ситуацию могло бы сгладить развитие биржевой торговли топливом и нефтепродуктами. Об этом говорят уже лет пятнадцать. Стараниями ФАС торговля запустилась, и объемы ее год от года растут. Проблема в том, что этот тигр — бумажный. В прямом смысле: в отличие от Чикагской и европейских бирж ни одна российская биржа собственных емкостей для хранения топлива не имеет. У нас торгуют не бензином, а контрактами на его поставку. А у циничных американцев на этот счет есть пословица: «ордер (заказ) на шляпу не шляпа». Пока нет реального товара, влияние биржевой торговли на оптовый и розничный рынок бензина остается мизерным. Где же потолок, в который упрутся цены на бензин? Он не экономический, а социальный, поскольку бензин — товар массовый. Сравнение розничных цен на бензин в России и станах Европы дает довольно благостную картину (см. таблицу). Россия занимает 30-е место, ниже цены лишь в Казахстане и Белоруссии. Казалось бы, нам есть куда расти: потенциал для дальнейшего повышения цен налицо. Но это впечатление обманчивое. При углубленном анализе оно рассыпается. Обращает на себя внимание резкое (на 4,1%) снижение цен на топливо в Британии. Можно кивать на «большую» нефть Северного моря: англичане действительно начали бурение еще 5–7 лет назад и теперь пожинают плоды. Но в Норвегии нефть оттуда же, а страна — в лидерах не снижения, а повышения цен (на 2,1%). Нефтяные богатства можно использовать по-разному. Британия предпочитает «без шума и пыли» выходить из кризиса. Ее правящий класс понимает, что субсидии нужно давать не только банкам и крупному бизнесу, но и обычным людям для повышения их покупательной способности. Вряд ли англичане стали больше ездить — куда по острову-то? Зато сэкономленные на топливе деньги домохозяйств были потрачены на улучшение жизни людей. Интересно снижение цен на бензин соседей России. В лидерах Польша (на 3,9%), но и остальные поголовно (кроме Белоруссии, где цены фиксированы правительством) имеют «минус». Сообщений о вводе в эксплуатацию новых месторождений из этих стран не поступало. За исключением Польши, которая начала добычу сланцевого газа, что сбило цены на топливо. По поводу остальных соседей невольно возникает конспирологический вопрос к таможенным и правоохранительным органам: не туда ли ушел российский бензин? Но это вопрос риторический; соль не в нем. Главное — последняя графа в таблице. Цены могут расти как угодно. Если при этом растет зарплата, жизнь людей будет улучшаться. К сожалению, в России мы видим обратное: количество литров бензина, которое можно купить на среднемесячную зарплату, снижается. Мы, конечно, не Болгария (218 л) и не Румыния (279 л; позор для нефтедобывающей страны). Но российские 750 л смотрятся весьма бледно на фоне среднеевропейских 1000 л. Учитывая, что лучший показатель у России был в 2007-м (830 л), можно сказать, что по топливу мы стали на 10% беднее по итогам экономического кризиса. Отсюда прогноз. Любое дальнейшее повышение цен на бензин без роста зарплаты будет восприниматься населением России весьма болезненно. Правительство общественного недовольства не хочет, поэтому будет и дальше цены сдерживать. К сожалению, сдержать их удастся лишь на уровне $1 за литр. Если экстраполировать нынешний темп роста цен, этого соотношения мы достигнем к концу года. На самом деле, как считают опрошенные аналитики, это произойдет раньше: к октябрю. После чего цены под окрики власти вновь «встанут» до весны. |