фото: ru.wikipedia.org
Любая страна в наше время открывается иностранцам не в морском порту или на сухопутной заставе, а прежде всего на взлетной полосе. Амстердамский аэропорт не представляет из себя ничего особенного среди других европейских конкурентов. Есть и больше и удобней. И багаж долго сортируют, а когда его отправляют обратно в Москву , то могут и перепутать адрес. Но именно в местном аэропорту я случайно подслушал заинтересовавший меня диалог. Все ждали чемоданы. Привыкшие к авиапутешествиям пассажиры не выражали никаких видимых эмоций. Но одна маленькая белокурая девочка канючила, теребя за руку довольно еще молодого мужчину типично европейской внешности (тоже светлого, высокого, одетого в темный костюм и белую рубашку): «Папа, я хочу есть! Пойдем в ресторан!» И делала она это на прекрасном московском диалекте. Я было подумал, что это смешанная семья – мама, видимо, из России. А папа – что называется, местный. Голландец. Но не тут то было. Он ответил девочке на том же московском диалекте (его даже питерские подделать не могут): «Подождем маму и поужинаем дома». Девочка тут же успокоилась. И у ней, и у родителей, похоже, дом, действительно, уже давно находится не в Москве, а в Амстердаме. Почему? Ладно, многие едут в США или Великобританию. Там есть высокооплачиваемая работа для физиков, математиков и программистов. И дело не только в деньгах, но и в возможноПУТИН В КИЕВЕ ПОМОЛИТСЯ И ВСТРЕТИТСЯ С ЯНУКОВИЧЕМ На Крещение Руси президент повезет семь орденов и почетную грамоту Владимир Путин примет участие в праздновании 1025-летия Крещения Руси, которое пройдет в следующие выходные в Киеве. Как выяснил «МК», в столице Украины президент посетит торжественные богослужения, встретится с Виктором Януковичем и, возможно, лично вручит ордена церковным чинам, указ о награждении которых он подписал за неделю до визита. Своим указом Путин «раздал» семь орденов. Достоинством повыше — орден Александра Невского — достался митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру и патриаршему экзарху всея Беларуси митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету. Еще пятью орденами — Дружбы — наградят митрополита Бориспольского Антония, митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия, митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия, а также епископа Бобруйского и Быховского Серафима. Отдельным распоряжением Путин наградил почетной грамотой «за заслуги в укреплении духовных связей народов России и Украины» митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Как сообщил «МК» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, не исключено, что в Киеве награды представителям духовенства Путин вручит лично на официальной церемонии. В целом, по словам Пескова, президента в Киеве ожидает насыщенная программа. Предполагается, что он примет участие в праздничном молебне на Владимирской горке, куда также приглашен президент Белоруссии Александр Лукашенко и, разумеется, будет присутствовать лидер Украины Виктор Янукович. В богослужении также будут принимать участие высокие духовные чины, однако главной интригой остается то, появятся ли на молебне одновременно глава РПЦ патриарх Кирилл и глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет («тезка» белорусского Филарета, которого наградил Путин) — оба духовных лица не раз резко высказывались в адрес друг друга. Кирилл при этом наотрез отказывался присутствовать на мероприятиях в Киеве, если там появится Филарет. Последний же обвинил Русскую православную церковь в передергивании истории, поскольку праздничные богослужения, посвященные Крещению Руси, пройдут в Москве 24 июля, то есть раньше, чем в Киеве, с которого, как подчеркивал Филарет, и начиналась Киевская Русь. В Москве праздник действительно собираются отмечать масштабно — с участием делегаций всех поместных православных церквей, концертом на Красной площади и фейерверком. Правда, и в Киеве запланированы не менее впечатляющие мероприятия. На Крещатике завершится долгий крестный ход с мощами князя Владимира, который начался 31 мая в Москве и прошел от Владивостока до Калининграда через Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Пятигорск и Санкт-Петербург. Также в Киев привезут Крест святого апостола Андрея Первозванного, который сейчас находится в храме Христа Спасителя. Помимо совместного участия с Януковичем в праздничных мероприятиях Путин, как выяснил «МК», намерен встретиться с украинским лидером отдельно. Эксперты склонялись к тому, что на подобной встрече Путин может предпринять последнюю попытку отговорить Януковича от создания зоны свободной торговли с Евросоюзом в пользу Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Впрочем, Путин сам не раз подчеркивал, что сотрудничество с ТС выгоднее самой Украине, чем его участникам. Особенно с учетом «интеграционной скидки» на газ. Виктория Приходько. сти профессионального общения без визовых проблем. Но, что тянет уроженцев России в маленькую Голландию (её территория не превышает 44 тыс. кв. км – столько же земли и в Московской области)? Я путешествовал по Нидерландам всего неделю. Но, кажется, ответ на этот вопрос нашел. Пусть он, наверняка, и не очень полный. Начнем, впрочем, с самого очевидного. В отличие от Москвы и области, где в пробках можно провести всю жизнь и даже больше, в Королевстве Нидерландов в любом направлении можно мчаться со скоростью в 130 км/час (впрочем есть и сверхскоростные автобаны). Больше всего потрясает (сколько я бы не ездил по заграницам) полное отсутствие перекрестков и соответственно светофоров на загородных шоссе. В городах их также не так много как у нас. Всю Голландию можно проехать вдоль и поперек и ни разу нигде не сбросить разрешенную скорость. А качество дорожного полотна выше всяких похвал. Не зря международные эксперты относят местные дороги к одним из самых лучших в мире. Плывешь как по маслу, ни выбоинки. Кстати, в Голландии свято следуют своим ПДД и никогда не занимают крайне правую полосу, предназначенную для полиции и «скорой» помощи. Зато любую аварийную пробку растаскивают за минуты. Что еще интересно в тамошней дорожной ситуации, так это малозаметность развязок. Нет, конечно тоннели, особенно рядом с крупными городами не заметить нельзя, когда туда попадаешь. Но, как правило, когда мчишься по загородному шоссе, эстакад над головой практически не замечаешь. Уж как-то они удачно встроены в местный ландшафт. Если, конечно, местные власти не озаботятся необычными архитектурным украшениями. Во Фрисландии (самой северной провинции) в глаза бросаются несколько автомобильных мостов, выстроенных в дачном стиле – их ограждения прямо точь в точь грандиозные беседки с решетчатыми стенами. Передвигаются (а также и живут), как известно, в Голландии на многочисленных баржах, катерах и яхтах. Для этого есть Северное море с многочисленными заливами, полноводные реки и главное каналы. В Амстердаме их 191 – только на четыре меньше, чем в Венеции. И их чистота вызывает уважение. В последние 5 лет каналы чистят особо тщательно, используя специальные баржи. Члены королевской семьи, дабы поддержать в этом нелегком деле Амстердамский муниципалитет, возглавляют массовые заплывы по каналам. Конечно, не Байкал. Но от каналов пахнет живой водой, а не машинным маслом, как от Москвы-реки. Но, что совсем необычно, так это то, что сейчас каналы рыть можно далеко не везде. Как никак почти вся Голландия лежит ниже уровня моря. Так голландцы каналы стали насыпать. И вот едешь по дороге и обгоняешь самоходную баржу, плывущую метров на пять выше тебя. Интересно, каким образом Голландия опустилась ниже уровня Северного моря. Опять пресловутый человеческий фактор. До XVII века Нидерланды были, конечно, низменной территорией, но поросшей густыми сосновыми и лиственными лесами, которые хоть на метр-два были повыше морских вод. Однако первая в мире буржуазная революция в конце XVI века привела к бурному экономическому росту и колониальным захватам. Леса вырубили на корабли (осталось чуть-чуть во Фрисландии). А затем обратили внимание на почву. Оказалось – сплошной торф. А те века в Европе были очень холодными. Небольшие реки и каналы во Фландрии и Голландии зимой промерзали до дна. Откуда и пошла мода на коньки. Надо было топить, а заодно снабжать энергией быстро развивающиеся мануфактуры. Вот голландцы и срезали по всей стране торф на 5 метров в глубину. Пришлось срочно возводить многочисленные дамбы. Некоторые из них потрясают воображение. Как-то пришлось переехать 36-км дамбу, буквально делящую море на две части. Все чрезвычайно надежно, удобно и экологично – галдящих морских птиц просто навалом. Правда, ни один из голландских инженеров так мне и не ответил на вопрос: а если цунами? Как мы представляем густонаселенную страну? В Голландии (как мы уже писали) на 44 тыс. квадратных километров живет более 17 млн человек. В Московской области, по официальным данным, более 7 млн. Плюс в Москве – где-то до 10 млн. Вроде бы равно. Но, конечно, на самом деле, в столичном регионе обретается куда больше 20 млн жителей (хотя миллионов пять из них явно не законно). Но зато в Голландии тоже есть рабочие-гости, а также в ежедневном режиме миллионы туристов и командировочных. Так что, действительно, на равных. И что же? Едешь по Подмосковью – кругом дачи, таунхаузы, свалки и немного загаженной местными жителями природы. Посмотрим виды Голландии. Вокруг больших городов: Амстердама, Гааги, Роттердама и ряда других, свободной земли не так уж много. Кругом теплицы, сады, небольшие поселки. Но, что важно, везде кристально чисто. Но когда едешь по 200-км шоссе от Амстердама до Гронингена, где на близлежащем шельфе добывают газ (и полностью им самообеспечиваются и даже экспортируют), то куда не кинешь взгляд, то полное безлюдье. В стране, где так мало настоящей земли. Правда, есть по пути АЗС, а также кое-где небольшие фермы. Но людей все-равно почти не видно. Зато на расчерченных каналами, канавками и чуть ли не среднеазиатского типа арыками изумрудных полях мириады коров, овец, лошадей, включая пони, и даже двугорбых верблюдов. И без всяких пастухов и пастушьих собак. Сплошная благодать. Вот только зачем столько лошадей? На них вроде давно уже не пашут и вообще в хозяйстве не используют. Голландцы утверждают, что их используют в спортивных целях. Но что-то я не видел всадников. Может они гарцуют только по воскресеньям? А в этот день по Фрисландии я не ездил. Голландские коровы, можно не сомневаться – основа местной знаменитой молочной промышленности. Овец стригут. Что делают с лошадьми – не совсем ясно. Но когда я на одном из полей увидел двугорбых верблюдов, то совсем впал в ступор. Ну что кораблям пустыни делать на сочных нидерландских лугах? Задать вопрос хозяевам не удалось. По причине их отсутствия в радиусе нескольких километров от дороги. Кстати, полюбоваться в Голландии историческими ветряными мельницами также довольно затруднительно. По причине их редкости. Еще сто лет назад их насчитывалось более 36 тыс. Сейчас – не более нескольких тысяч. Просто они особо не нужны. И если их сохраняют, то для истории. Зато на каждом шагу строят высоченные ветряные электровышки. Шум от них ужасающий. Местные жители, впрочем, пока успешно отбиваются от того, чтобы их возводили рядом с жильем. В основном «пропеллеры» накручивают электричество в промзонах, вдоль шоссе и на сельхозполях. Ничего не поделаешь. Во всей Европе озабочены альтернативной «зеленой» энергией. Читатель может, конечно, меня осудить. Что ты про насыпные каналы, коров, овец и лошадей. А где же знаменитый квартал «красных» фонарей и кофе-шопы? Марихуану с детства ненавижу. Поэтому в кофе-шопы не заходил. Но цены все же изучил. «Косячок» любой крепости (слабый, средний, сильный) стоит всего-то 3,75 евро. Поллитра пива в баре почти в два раза дороже. Как говорится, не захочешь, а выкуришь. Мне по нутру изучение местных традиционных алкогольных напитков. В Голландии они тоже есть. Местная водка делается на основе английского джина. Название её воспроизвести не могу, но начинается она со слова gin. Стоит не дорого. Конечно, не самый лучший в мире напиток, но пить можно. И еще он хорош как основа для ликеров. В одном из старинных амстердамских заведений с чуть ли не с провалившимися полами, скрепленными древними медными гвоздями можно попробовать их около десятка. Со вкусом вишни, черной и красной смородины, сливы, груши, лимона и т. д. Хозяин разливает в 100 граммовые бокалы с расширенными краями до самого верха. Брать в руки сразу нельзя. Надо сначала немного отпить, низко наклонившись к невысокой стойке. Видимо, хозяину заведения просто нравится когда ему выказывают почтение. Бокалы моются также по старинке – в старинном медном тазу. Причем руками их не трут, бросают в наполненную водой посудину и все тут. Впрочем, вода проточная. Постоянно бежит из крана, излишки уходят через слив. Вкус же напитка неподражаем. Тонкий, легкий, чуть с кислинкой, градусов 35. Правда, на мой вкус, это никакой не ликер, а самая настоящая русская наливка, которые у нас, впрочем, уже практически нигде не делают. После достойной «заправки» (кому какая нужна) любопытствующие перемещаются в знаменитый квартал «красных фонарей». Казалось бы, об этом квартале написано и переписано. Однако, все поделюсь несколькими личными наблюдениями. 11:00 понедельника — хмурое холодное утро. Протестантская церковь XVII века. Замерзший рассматриваю достопримечательности. И вдруг прямо рядом с церковью через стеклянную дверь вижу обнаженную женщину. Никакие фонари не горят: ни красные, ни белые. Протерев очки, замечаю, что она далеко не одна. Вокруг храма таких прозрачных дверей много, в которых видны как на ладони красавицы в стрингах. Оказывается жрицы любви в Амстердаме работают круглогодично, ежедневно и круглосуточно. Правда по понедельникам выставляют девочек «предпенсионного возраста». В пятницу вечером картина, конечно, меняется — полный аншлаг. На десятках улочек, проулков и тупичков нет отбоя от сотен девушек практически без одежды. Как правило наружу они не выходят и за руку прохожих не хватают. Завлекают танцами за стеклом. Впрочем, иногда они все-таки открывают двери и выходят наружу, чтобы переброситься шутками с многочисленными туристами. Удовольствие с ними познакомиться — дело недешевое. Просто зайти внутрь — 50 евро. Каждое дальнейшее действие оплачивается по тарифу от ста до двухсот. В общем бизнес прибыльный. Вот он истинный европейский подход. Никакого фарисейства. Главное прибыль. Квартал «красных фонарей» работает по принципу обычной аренды у муниципальных властей, что позволяет последним содержать исторический центр Амстердама в первозданном блеске. Но все это об отдыхе. Давайте все-таки вернемся к тому как голландцы умеют работать. А любая служба начинается ,как известно, с дресс-кода. И вот здесь сравнение явно не в нашу пользу. Мне недавно подарили приказ о внешнем виде сотрудников одной из крупнейших государственных российских нефтяных компаний. По порядку. Основных дресс-кодов там пять. Условно: сверхстрогий (для переговоров с особо значимыми партнерами), просто строгий (для встреч со среднезначимыми партнерами), не очень строгий (для повседневной работы), casual (как бы для повседневной работы, но лучше не надевать) и наконец стиль friday (для предпраздничных дней). Сверхстрогий: исключительно темный костюм без всяких полосок. Лучше темно-синий или черный. Рубашка только белая, либо светло-голубая. Галстук темной расцветки. Кожаные туфли на шнурках. Запонки. В зимнее время пальто, никаких дубленок и курток. Строгий. В костюмах и рубашках допускается темная малозаметная полоска, на галстуке также возможны продольные или поперечные полоски, но не яркого цвета. Туфли все те же темные кожаные на шнурках. Запонки желательны. Не очень строгий. Костюм может быть от темно-синего до темно-серого, но с более заметной полоской. Рубашка тоже с заметной полоской. Галстук достаточно ярких расцветок, но только с геометрическими узорами. Запонки необязательны, но манжет рубашки должен выглядывать из-под рукава пиджака минимум на 3-4 сантиметра. Туфли уже могут быть темно-коричневыми, но по-прежнему на шнурках. Casual. Цвет костюма темно и светло синий, темно серый, возможно в довольно яркую полоску. Рубашки могут быть также яркой расцветки, но либо в полоску или же со спокойным геометрическим рисунком. Запонки необязательны. Галстук любых расцветок, но только с геометрическими узорами. И наконец Friday. Но это не в пятницу как вы можете предположить , исходя из перевода, а только в предпраздничные дни. Вот здесь уже можно надеть твидовый пиджак даже в яркую клетку, вельветовые брюки и пеструю рубашку без галстука. Но это еще не все. Очки разрешается носить только с прозрачными стеклами. Солнцезащитные очки в помещении запрещены. Также как и двубортные пиджаки. Волосы должны быть пострижены коротко, чтобы не закрывали уши и лоб. Категорически запрещены «хвосты» и пучки на голове. Также запрещены: запахи изо рта, вызванные перегаром, не чищенными зубами и болезнями желудка. Кроме того, не рекомендуется переусердствовать с одеколоном и дезодорантом. Рубашки предписывается менять ежедневно. Костюм раз в два дня. Летом в жару разрешается носить более светлые аналоги всех зимних дресс-кодов. В общем получается, что нужно иметь не меньше десятка костюмов, столько же рубашек , галстуков и туфель , чтобы только выйти на работу. Ну, для людей с больными зубами и желудками работа в этой компании просто невозможна. А мы потом удивляемся, откуда столько "откатов"? Чтобы просто обмундироваться, на такой службе нужно получать в месяц не менее десяти тысяч долларов. Вряд ли работник такой фирмы способен на креативное мышление — он же «застегнут» на все пуговицы. А теперь посмотрим даже не на рядовых сотрудников голландских газовых компаний — они одеты кто во что горазд -- а на их топ-менеджеров. Голландия полностью обеспечивает себя газом. Более того, она его даже экспортирует. Правда, ежегодно она покупает у "Газпрома" газ в довольно незначительных размерах, чтобы улучшить качество своего экспортируемого толива, в котором изначально слишком много азота (более 10%). Основные месторождения находятся на морском шельфе, недалеко от северо-голландского города Гронинген. В 2005 году вслед за Великобританией тогдашнее либеральное правительство Нидерландов разделило газовый бизнес на четыре основных части: добыча (ей в основном занимаются крупнейшие мировые нефтегазовые компании, в частности «Shell» и «ExxonMobil»), транспортировка (государственная голландская компания «Gasunie»), оптовые продажи (полугосударственная «Gasterra») и розничная реализация (десятки частных компаний). Эту же операцию Еврокомиссия в рамках так называемого третьего энергетического пакета сейчас заставляет сделать и всех остальных членов Евросоюза. Насколько либерализация газового рынка в Голландии оказалась эффективной, никто пока сказать доподлинно не может. Но ясны две вещи. Во-первых, у конечного потребителя, включая отдельные домохозяйства, появилась возможность в течение даже суток выбирать разные схемы поставок и оплаты газа. На чем многие предприимчивые голландцы изрядно экономят свой семейный бюджет. А во-вторых, «Gasterra» теперь настойчиво просит "Газпром" снижать цены, и ему приходится идти на уступки. «Gasterra» купила себе для офиса здание одного из гронингенских банков — в 6 этажей с подвалом — хранилищем. Дизайн суперсовременный. Никаких отдельных кабинетов (даже для начальства). Кругом бесчисленные коридоры и открытые ниши. Но зато везде, даже в самых неожиданных местах, установлены многочисленные компьютеры. Достаточно только ввести свой пароль, и работай сколько хочешь. Очередей к рабочим местам не наблюдается. Даже святая святых — биржевой терминал -- состоящий из десятков экранов, ничем не огорожен. Половина сотрудников, как правило, обитает на первом этаже, где бесплатно разливают чай, кофе и прохладительные напитки. Так вот. Начальник этой компании, вне зависимости от того с кем он переговаривается в течение дня, никаких галстуков, запонок и туфель на шнурках не носит. Обходится лишь для особо почетных гостей модным, но скромным темным костюмом. Еще более интересная ситуация в государственной компании «Gasunie». Штаб-квартира не очень большая, не сравнимая с газпромовской. Выдержана не в строгом офисном стиле, а в духе какой-нибудь дубайской гостиницы. От пола до потолка сплошная пустота, и только вдоль стен тянутся многочисленные переходы и небольшие кабинеты. Еще раз напомним, что рядовые сотрудники выглядят как стая райских птиц, пестря красными и желтыми цветами своих одеяний. Топ-менеджеры,конечно, выглядят поскромнее. Один из них,например, всегда ходит в достаточно строгом костюме и строгом галстуке. Но носит на голове что-то на подобие ирокеза. А самый большой начальник -- человек пожилой, строгий, коротко стрижен, ходит в очках со светлыми стеклами, но никогда не надевает галстук и брюкам предпочитает джинсы. Казалось бы , ну и что? Причем здесь дресс-код? А при том! Молодому рядовому сотруднику с креативным мышлением проще донести инновационную идею до начальника, не застегнутого на все пуговицы, а до раскованного, также прогрессивно-мыслящего менеджера. Вот может быть и поэтому европейцы опережают нас в развитии, инвестициях и инновациях. И особенно это бросается в глаза в двух странах, которые собственно и являются олицетворением Старого света: Великобритании и ее бывшем историческом враге - Голландии. |