Екатерина Дмитриева — управляющий партнер компании по установке рекламных видеостен в торговых центрах. Это довольно молодой, но быстро набирающий обороты сегмент рынка: маркетологи уловили, что моллы — отличная площадка напомнить людям (которые как раз приехали с деньгами за покупками) о том или ином товаре. А огромные «панно» с видеороликами легко справятся с этой целью. Сегодня у компании Екатерины уже 37 стен в трех десятках торговых центров Москвы. Помимо рекламы они показывают социальные сюжеты, новости от благотворительных фондов. Инвестиционные вложения в фирму — под $2 млн, аудитория — 30 млн человек в месяц (что сопоставимо с нишевым телеканалом), и есть амбиции стать ведущим цифровым оператором направления в России. А начиналось все два с половиной года назад в обычном кафе, за чашкой кофе. — Мы с партнером — заядлые стартапщики, — вспоминает Екатерина. — До этого мы уже помогли встать на ноги нескольким проектам в сфере продаж. А тут подумали: «Почему бы саму рекламу не превратить из средства в оригинальный товар?» Пока просчитывали проект, нам двоим в принципе хватало для работы любого кафе, где есть розетка и ловится Интернет. Но в какой-то момент стало ясно, что без личного помещения не обойтись: дома — масса отвлекающих дел, а ведь надо еще набирать команду и устраивать где-то собеседования, деловые переговоры. На дворе стоял 2010 год, рынок недвижимости упал после кризиса. Некоторые коммерсанты стали «дробить» офисные помещения под отдельные рабочие места и предлагать их на час, на месяц. Так в Москве появились первые частные коворкинги (от англ. «coworking» — совместная работа). В одном из них, в районе метро «Курская», и сняли «свой угол» Екатерина с коллегой. Нормально организованное рабочее пространство, переговорная комната, кофе-машина — большего и не требовалось. За три месяца удалось найти инвестора, набрать штат. Более-менее поняв перспективы бизнеса, компания переехала в собственный отдельный офис. На вопрос, не смущала ли изначально инвесторов «прописка» фирмы в коворкинге, Екатерина отвечает: «Наоборот, это даже играло нам на руку. Партнеры видели, что мы настроены серьезно и соизмеряем свои действия с реальными возможностями начинающей компании. Пользуемся теми инструментами, которые есть. Приглашать на ужин в роскошный ресторан нам было бы неуместно». Сейчас в Москве известно около 10 коммерческих коворкингов. Поддержать развитие инфраструктуры для малого бизнеса взялся город. На открытие первого муниципального коворкинг-центра приезжал сам Сергей Собянин. Сейчас работают коворкинги «Нагатино» и «ВАО» (на Средней Первомайской). — Открытие следующего коворкинга мы планируем в конце августа в Троицке, на территории Новой Москвы, далее в планах — коворкинги в ЦАО (на улице Радио) и в Южном округе (на Автозаводской), — комментирует «МК» руководитель проекта по развитию сети коворкингов Агентства «Малый бизнес Москвы» Александр Колодезный. — Мы видим, что в городе есть колоссальный спрос на такие центры: ведь это уникальная возможность попробовать свои силы, найти клиентов перед тем, как организовывать ООО или получать ИП. Коворкинг — это трамплин, «точка входа» для предпринимателей, мы позволяем большему числу москвичей войти в деловую среду, экономя начальный капитал. Арендатор получит не только кресло, стол, персональную ячейку для вещей, доступ в переговорную комнату, к сканеру-принтеру-копиру, но и сможет в том же здании обратиться к специалистам территориального подразделения агентства «Малый бизнес Москвы» за бесплатными юридическими консультациями, разъяснениями по участию в госзаказе, записаться на образовательные программы и т.д. В «Коворкинге ВАО» на 377 кв. метрах создано 80 рабочих мест: 60 предназначено для небольших компаний (2—5 человек), а двадцать держат для фрилансеров. Помимо тихой зоны и переговорных в арсенале — кухня с микроволновкой, детская комната. До метро — пять минут, рядом магазины, кафе. Пока коворкинг продолжает работать в тестовом режиме бесплатно, открыт с 8 утра до 12 ночи. Средний возраст предпринимателей в «Коворкинге ВАО» — примерно 25—30 лет, — говорит Колодезный. — Есть представители IT-отрасли, железобетонная компания, молочная, дизайн-студия… Такое соседство полезно, чтобы завязывать новые связи. В свою очередь агентство «Малый бизнес Москвы» предлагает насыщенный деловой календарь: семинары по изменениям в законодательстве, программам городской финансовой поддержки, технике безопасности. |