фото: Геннадий Черкасов
Утилизационный сбор с иномарок, введенный в силу 1 сентября прошлого года, сразу же вызвал скандал. И не только за рубежом, но и среди отечественных потребителей. Они ждали снижения цен на ввозные автомобили. Ведь Россия 22 августа 2012-ого официально вступила в ВТО, а значит, согласно договоренностям с партнерами, должна начать процесс постепенного – в течение 7 лет – снижения пошлин на иномарки. Однако вышло все наоборот. Пошлины действительно снизили на 5% – с 30% до 25%. Здесь надо пояснить, что в ходе переговоров с ВТО была зафиксирована предельная планка именно в 25%. Через 7 лет её необходимо опустить до 15%. Лишние 5% появились в 2009-ом в разгар кризиса с целью спасения отечественного автопрома, особенно автосборки, так как с ввозимых агрегатов пошлины не взимаются. ВТО это сразу возмутило. Но Женеве пообещали вернуться к 25% сразу после официального вступления в эту организацию. И что же? Вместо 5% ввели утилизационный сбор как с подержанных, так и новых автомобилей. Его размер колеблется в зависимости от типа машин и года их выпуска от 20 тыс. рублей до 400 тыс. (фуры и автобусы). Российские перевозчики были в шоке. Также как и зарубежные производители. При этом наши заводы от сбора освобождены под предлогом предоставления ими гарантий правительству о безопасной утилизации автохлама. Переговоры с ВТО на эту тему идут уже почти год. Российское правительство в конце февраля даже пошло на уступки, которые ВТО, и в особенности ЕС (иномарки в основном поступают оттуда), с удовлетворением одобрило. В Госдуму был внесен проект поправок в закон «Об отходах производства и потребления», согласно которым утилизационный сбор придется все же платить и нашим производителям (о потребителях никто и не вспомнил). Однако и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт дали срок для принятия закона только до 1 июля. Однако законопроект не дошел даже до профильного комитета Госдумы. Депутатам было важнее разобраться с РАН. В результате ЕС, по данным агентства Рейтер, уже 9 июля отправил в Женеву, штаб-квартиру ВТО, официальные документы об инициировании процедуры разрешения спора. Правда, по словам замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерины Майоровой, в её ведомство официальное уведомление из Брюсселя еще не поступало. Но «в рабочем порядке коллеги из ЕС предупредили, что намерены эти документы передать в ВТО в ближайшее время». К тому же, как сообщили в Минэкономразвития, "постпредством России при ООН в Женеве получен официальный запрос ЕС о начале консультаций по вопросу о несоответсвии утилизационного сбора ряду положений ВТО". По правилам ВТО, в течение 60 дней будут проводится двусторонние консультации. Но российские переговорщики уже ничего не смогут сделать – Госдума на летних каникулах. Если только российское правительство не отменит совсем этот скандальный сбор. Если не договорятся по доброму, будет по плохому. В сентябре документы уйдут в третейский суд ВТО. И тогда России грозят многомиллиардные штрафы. По крайне мере на все вырученные от утилизационного сбора деньги. Окончательных цифр еще нет, но только за сентябрь-октябрь прошлого года, по данным Минфина, в бюджет поступило 10 млрд рублей. |