— На днях немецкий химический концерн «Ланксесс» открыл завод в ОЭЗ «Липецк». Предприятие создает добавки для шинной промышленности и войдет в состав нового автокластера, который начнет в регионе выпуск автомашин в 2015 году. Как вы оцениваете это событие? — ОЭЗ «Липецк» пополнилась десятым, «юбилейным» инновационным производством. Еще пять заводов здесь находятся в стадии проектирования. Ценность этого проекта в качестве инвестиций — полимерсвязанные добавки для каучуков являются ноу-хау мирового уровня. Особенно важно, что немецкое предприятие сразу вошло в промышленную кооперацию с уже действующими высокотехнологичными резидентами зоны: компаниями «Йокогама» (выпускает «зеленые» шины) и «Бекарт» (выпускает металлокорд для шин). Когда на одной площадке размещаются взаимосвязанные инновационные производства, это говорит о том, что она имеет хорошие перспективы. Мы получаем не только количественный эффект, связанный с ростом рабочих мест и объемом продукции, но и качественный — все больше российских менеджеров и инженеров приобщаются к высоким технологиям. — В прошлом году в ОЭЗ «Липецк» было открыто только одно новое предприятие, а в этом уже пять. Что изменилось? — Финансовый кризис 2008 года заставил многих крупных инвесторов скорректировать свои планы. Но сейчас ситуация изменилась, Россия является очень привлекательным местом для вложений, и, по моим ощущениям, у нас открывается новое окно возможностей. Надо только правильно ими воспользоваться. — Какой объем инвестиций ожидается в текущем году? — На данный момент у нас накопительным итогом заявлено проектов на сумму 378 млрд рублей по всем зонам. Из них на промышленные зоны приходится 172,4 млрд. руб. Для сравнения, на 1 апреля 2013 года фактический объем частных инвестиций был зафиксирован на уровне 74,9 млрд руб., при этом 62,8 млрд руб. было вложено в промышленные зоны. Наиболее высокими темпами развиваются ОЭЗ «Липецк» и «Алабуга» в Татарстане, где показатели по привлеченным инвестициям, отчислениям в бюджет, выпущенной продукции даже перевыполнены, но в них и вложены, соответственно, большие государственные средства. — Почему в России доминируют промышленные ОЭЗ? — Это объективный факт. Во-первых, в нашей стране дефицит промышленных площадок, обеспеченных современной инфраструктурой. В промышленных ОЭЗ она создается с нуля и как магнит притягивает новые производства. Во-вторых, промышленные объекты быстрее окупаются. Экономический эффект наблюдается сразу после запуска конвейера. В технико-внедренческих, логистических (портовых) и туристических зонах цикл окупаемости проектов длиннее и экономический результат не такой очевидный. — Вряд ли это устаивает инвесторов. Будет ли корректировка планов работы госкомпании? — Да, конечно. Последние три месяца мы проводили масштабную ревизию проектов во всех особых экономических зонах. Мы нащупали свои слабые места и поняли, где нужно концентрировать силы. Для каждой из ОЭЗ сейчас разрабатывается «дорожная карта» с горизонтом планирования не менее 10 лет. Перемены коснутся и управляющей компании. В корпорации будет перестроена система управления, будет внедрен проектный офис, на некоторые позиции мы пригласим иностранных экспертов. Изучая европейский и китайский опыт, мы поняли, что у ОЭЗ есть определенные циклы развития. Сейчас и у нас начинается новый эволюционный этап. Он будет связан с созданием «умных» инфраструктур, которые будут обеспечивать распространение нашего влияния, в том числе и на образовательную и социальную сферу. Все это объясняется возрастающими требованиями высокотехнологичных инвесторов к качеству рабочей силы, соответственно, к качеству социальной среды, к системе кооперации с локальными производителями. — Сегодня многие страны снижают налоговую нагрузку на бизнес, чтобы не только местным компаниям жилось легче, но и привлечь зарубежных инвесторов. Будете ли вы предлагать законодателям инициативы для улучшения делового климата в РОСОЭЗ? — Это просто необходимо, если мы хотим оставаться конкурентоспособными. Сейчас мы готовим свои предложения для Минэкономразвития по снижению налоговой нагрузки, по либерализации градостроительных правил для резидентов ОЭЗ. Сегодня градостроительное законодательство не позволяет ни нам, ни нашим резидентам проектировать, строить и вводить в эксплуатацию объекты быстрее чем за 3 года. А в Китае эти сроки сжаты до года: резидентов ОЭЗ там освободили от многоэтапных процедур согласований, экспертиз и разрешений. Сейчас скорость реализации проекта — главное конкурентное преимущество ОЭЗ. Считаю, что перемены назрели. Надеюсь, что наши инициативы, призванные ускорить старт проектов в рамках ОЭЗ, поддержат и Минэкономразвития, и Госдума. Скорее всего мы будем уходить от типа зон к типу соглашения. Возможно, появятся комбинированные зоны. Соответственно, набор льгот, преференций в зависимости от уровня прямых инвестиций в инфраструктуру будет регулироваться. Наша задача — привлечь высокотехнологичных клиентов, которые приносят в нашу экономику новые стандарты качества. |