— Михаил Олегович, складывается впечатление, что уже к 1 июля 2011 года облик столичных улиц изменится. Старые киоски исчезнут, а новые строения, выполненные по эскизам Москомархитектуры, появятся совсем в других местах... — Вряд ли такой “переворот” произойдет. Будет сделан первый шаг. Наша задача — реализовать до 1 июля часть схемы размещения объектов мелкорозничной торговли. Ни на одном этапе решения проблемы спешки нет. Сам настрой — это не кавалерийский наскок, а спокойная, методичная, системная работа, которая эволюционно приведет нас к желаемому результату. И этот результат в полной мере мы не получим ни к первому, ни к десятому июля. Требуется время для исправления накопившихся системных ошибок. 1 июля — дата, важная для нас с точки зрения объектов, которые имеют временное разрешение до этого срока. Для них ежегодно утверждалась схема размещения, ежегодно проводились конкурсы. Конкурсы были непрозрачными, было непонятно, как определяется победитель, причем иногда непонятно даже для самих членов комиссии. Пресса не раз называла астрономические суммы, которые якобы предприниматели платят за то, чтобы выиграть конкурсы на право установить киоски. При этом официально процедура конкурса для предпринимателя была бесплатной. Странная ситуация: город не получал ничего. Теперь мы хотим, чтобы серые, неучтенные денежные ресурсы посредством аукционов попали в бюджет Москвы прозрачно и понятно для всех. Конкурсная документация еще будет обсуждаться, будет представлена предпринимательскому сообществу. Проект любого документа перед принятием размещается на сайте нашего департамента. Мне кажется, что потенциал у документа о порядке размещения киосков большой, он делает много упрощений, но, с другой стороны, не создает угрозы одномоментного революционного преобразования. — Итак, вместо конкурсов на размещение ларьков будут проходить аукционы. Но не будут ли стартовые условия неравными? Ясно, что выигрывает аукцион тот, у кого денег больше. И представители малого бизнеса будут из этого процесса устранены. — Наоборот, существующая система не защищает малый бизнес и не дает ему никаких преференций. Поэтому крупнейшим десяти арендаторам в подземных переходах принадлежат 2/3 палаток и секций, а весь малый бизнес — субарендаторы. В фаст-фуде на долю тринадцати сетевых компаний приходится 40% объектов мелкорозничной торговли. Новый порядок предусматривает, что не менее 60% мест выделяется именно для субъектов малого бизнеса с проведением специализированных аукционов, что значительно повысит конкурентность среды, исключит возможность административного давления на итоговые результаты. Переход на аукционы — одно из ключевых и последовательных решений. В свое время, 5 лет назад, впервые было принято решение о размещении объектов на конкурсной основе. До этого все места распределяли чиновники управ и префектур. Сегодня — время следующего шага. фото: Геннадий Черкасов — Аукционы будут электронными? — Пока неизвестно, порядок сейчас определяется. Важно подчеркнуть другое — предлагается не допускающая толкований документация по ларькам, которая подготавливается к аукционам. Как до последнего времени устанавливались ларьки? Согласно достаточно размытому адресу в перечне адресов. Это позволяло ларьки постоянно двигать и т.д. Теперь же, во-первых, будет четкий план размещения в масштабе 1:500, который предполагает подведение коммуникаций. Во-вторых, количество объектов будет точно определено. В-третьих, предусмотрена программа благоустройства территории рядом с ларьком, причем благоустройство будет осуществляться не за счет предпринимателя, а за счет городского бюджета. Благоустройство — это, естественно, асфальтирование; если предполагается, что к палаткам зачастят автолюбители, будем предусматривать “карманы” для парковки машин. Должен быть однозначно решен вопрос энергообеспечения. Сейчас от палаток тянутся провода к домам, что незаконно. Но почему предприниматели нарушают закон? Может быть, потому что у них нет другой возможности для подключения? Решение вопроса энергообеспечения возлагается на город. И это все входит в состав конкурсной документации. — На какой срок будет заключаться договор на размещение ларьков? — До трех лет. Сейчас все, кто имеет земельный договор, по факту имеют гарантию только на 3 месяца. Срок основной массы договоров в городе закончился, и в течение 3 месяцев любой договор может быть расторгнут по уведомлению. Чтобы заключить договор, нужно было оформлять его не меньше года. Теперь же будет четкая эффективная схема размещения объектов, благодаря которой процесс согласования станет оперативным, не нужно будет годами ходить по кабинетам. — Но все киоски должны быть заменены на те, которые предложила Москомархитектура? — Этого тоже не произойдет в один момент — скажем, 1 июля. Никакие ныне стоящие киоски не будут заменены на те, что предложила Москомархитектура. Предложения касаются новых мест и новых объектов. Но и здесь нет обязаловки. Эскизы новых ларьков носят скорее рекомендательный характер. И они касаются не отдельных объектов, но скорее задают общий стиль. На него могут ориентироваться и производители новых ларьков, и предприниматели. Но вот что точно будет: у всех новых киосков четко прописана специализация — “Молоко”, “Хлеб”, “Цветы” и т.д., — и они обязаны будут ее придерживаться. — Кстати, о специализации. Не станет ли она кабальной для некоторых торговцев? Допустим, я выиграл аукцион на размещение ларька “Молоко”. Начинаю работать, и через некоторые время выясняется, что молочные продукты жителям района особо не нужны. А диким спросом пользуется хлеб. Логично специализацию ларька сменить, но я по договору сделать этого не могу. В результате в проигрыше все — и предприниматель, и население. — Вообще-то при создании проектов схем размещения ларьков мы учитывали конъюнктуру, старались, чтобы объекты в зависимости от специализации равномерно распределялись по районам. Так что пример кажется немного надуманным. Но тем не менее — да, подобная ситуация все же возможна. Значит, будем работать, чтобы такие варианты исключить. Разработанные правила размещения ларьков не догма, на практике они еще будут дорабатываться и развиваться. — Особняком среди киосков стоят киоски печати. Что ждет их? — Что касается киосков печати, сообщу следующее: все газетные киоски будут внесены в итоговый вариант новой схемы размещения и продолжат работу. — А как быть с торговлей пивом и сигаретами? Не секрет, что в большинстве ларьков это основная статья дохода. И специализация наносит по пиву с сигаретами весомый удар... — Мое личное мнение: от торговли пивом на улицах действительно надо отказываться, ничего хорошего в этом нет. Но мы сейчас ничего не запрещаем. А вот если на федеральном уровне будет принят закон, приравнивающий пиво и всевозможные коктейли к алкогольным напиткам, тогда они с улиц исчезнут. Но вряд ли это станет большой драмой. Мы уже давно прекратили торговать водкой в ларьках, и от этого все только выиграли. — Что будет с киосками на остановках общественного транспорта? — Они мешают посадке и высадке пассажиров, тем самым ухудшается транспортная ситуация, и от них город действительно будет отказываться. Но все равно не разом — постепенно, по истечении сроков договоров с владельцами. Повторюсь — ситуация с объектами мелкорозничной торговли в Москве будет выправляться эволюционным путем: последовательно, аккуратно, но верно. |