В Байкальске взбудоражены решением Медведева закрыть ЦБК

В Байкальске взбудоражены решением Медведева закрыть ЦБК













фото: Наталия Губернаторова





Если честно, то слова Дмитрия Медведева не стали для руководства ЦБК и жителей Байкальска откровением. Принципиальное политическое решение о закрытии комбината было принято еще в феврале нынешнего года. Во время Всероссийского форма работников лесной отрасли вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что БЦБК будет перенесен в другое место, и процесс этот займет несколько лет. Но еще за пять лет до этого стало ясно, что самое «неуместное промышленное производство» на берегу Байкала доживает последние дни.

Решение о строительстве Байкальского целлюлозно-бумажного комбината на берегу «голубой жемчужины» Сибири, напомним, было принято в 1956 году. Тогда во главе угла стоял рациональный подход: для производства целлюлозы требовалось много воды, и места лучше берега бездонного озера Байкал не придумали. Правда даже тогда ученые попробвали возразить правительству и стали убеждать во вреде комбината для экологии Байкала. Но их доводы во внимание приняты не были. В 1966 году Байкальский ЦБК был введен в эксплуатацию. О том, что предприятие губит самое чистое озеро планеты, решились вспомнить лишь во время перестройки. Ожесточенная дискуссия по этому поводу шла пару десятков лет, пока, после неудачной попытки перепрофилирования, завод не встал в 2008-году - по экономическим причинам. Вот тогда для Байкальска это стало шоком. 40% трудоспособного населения города оказалось без работы. Власти города до сих пор с содроганием вспоминают те дни: люди вышли на улицы и угрожали перекрыть Транссиб, если вопрос с возобновлением работы ЦБК не будет решен. Тем не менее, комбинат простаивал аж два года. И за это время люди успели смириться: специалисты -химики разъехались по другим ЦБК, простые работники пытались сами искать себе занятия: от мелкого бизнеса в родном городе до устройства на работу вахтовым методом на «северах». В 2010 году комбинат возобновил работу, но никто уже особо и не верил, что протянет он долго, учитывая кампанию за его закрытие, которая шла все эти годы. Да и руководство города уже не раз задумывалось, куда пристроить освобожденных от вредного произворсдтва людей. В результате, за это время на промышленных площадях ЦБК были построены макаронная фабрика, линия по розливу байкальской воды, производство строительных материалов. «Сегодня на промплощадке работает почти шесть тысяч жителей города, на самом комбинате — всего полторы тысячи. Людям уже не нужно, чтобы комбинат обязательно работал, они успокоились. Но им нужны альтернативные рабочие места. Поймите, у нас тут в основном мужское население, люди на четвертом десятке, они в туризм не пойдут. Им нужны замещающие производства, желательно по профессии», — еще в феврале объяснял ситуацию местным журналистам мэр Байкальска.

Второй вопрос, который становится актуальным после закрытия ЦБК — это само функционирование города. Дело в том, что основные объекты жизнеобеспечения, начиная от ТЭЦ, и заканчивая полигоном для отходов — входят в структуру производственных мощностей комбината. Отдельных от ЦБК систем водо- и теплоснабжения у города нет. Все это необходимо создавать. Дмитрий Медведев, сообщив о принятии исторического решения, не забыл упомянуть обо всех этих проблемах. Он заявил, что Байкальскому региону будет выделено более 40 млрд.рублей на перепрофилирование и создание туристско-рекреационной зоны , в том числе по линии федерального бюджета на это пойдет до 26 млрд рублей. При этом, он сообщил, что решение это сложное, но необходимое. И главное, каким образом будет происходить процесс закрытия БЦБК — зависит от жителей Иркутской области. "Я хотел бы, чтобы эти решения были не просто сформулированы в Москве, в Белом доме и навязаны сверху, а чтобы они шли снизу, от людей, которые работают и живут в Байкальске и в области" — пояснил он.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей