фото: PhotoXPress
Зачем фискальной службе самой облегчать гражданам и юридическим лица возможность спора с собой? Причина в повышении собираемости, в налоговом администрировании. В результате повышений-снижений страховых взносов и других фискальных мер, бремя обложения бизнеса увеличилось. В результате, 2,5 млн. предприятий закрылось за год. Правда, часть из них—это фирмы-«однодневки». Закрылись, испугавшись действенных мер по борьбе с ними—и прекрасно; меньше будет мошенничества. Однако, львиная доля ликвидированного бизнеса просто разорилась, не выдержав увеличения фискальной нагрузки и общей нерадостной экономической ситуации в стране. Но налоги собирать надо. С ФНС за пополнение бюджета спрашивают строго. Налоговики нашли выход в существенном улучшении администрирования, то есть создания удобной и достаточно комфортной для налогоплательщика фискальной процедуры. Успехи ФНС в этом деле за последние два года произвели весьма благоприятное впечатление даже на недоверчивых и видавших виды международных экспертов. Одним из направлений улучшений является досудебное урегулирование споров. Глава ФНС Михаил Мишустин и высокопоставленные сотрудники ведомства не устают повторять: «С нами можно спорить и выигрывать». По данным ФНС, фискальная служба проигрывает в судах около 60% исков. Причем, не только от юридических лиц, но и от рядовых граждан. Но иски сопряжены с затратами на судебные издержки. Их по закону несет проигравшая сторона, то есть в 60% случаев—государство, в лице ФНС. А фискальная служба все-таки должна приносить деньги в казну, а не брать их оттуда. Поэтому был резко активизирован досудебный механизм, позволяющий решить все вопросы внутри фискальной службы. Он существовал всегда, но не был обязательным. Налогоплательщик имел выбор: обратиться с жалобой в вышестоящий орган ФНС либо сразу обжаловать действия налоговиков в суде. Законопроект не лишает его права выбора, хотя и делает процедуру досудебного урегулирования обязательной. Скорее, он дает налогоплательщику новую возможность: избежать длительных судебных разбирательств и издержек (сначала их несет истец, затем проигравшая в суде сторона). Со своей стороны, сами налоговики после принятия законопроекта станут более ответственно относиться к процедуре. Исчезнут формальные отписки, созданные только для того, чтобы отправить жалобщика в суд. Потому что теперь начальство будет спрашивать, почему то или иное дело оказалось в суде вместо того, чтобы быть решенным в рамках процедуры. Можно считать, что налогоплательщикам вышло послабление. Причем, это касается всех, в том числе граждан. Споры по налогу на имущество, транспортному налогу и налоговым вычетам составляют около четверти всех фискальных споров. А в досудебном порядке ФНС сейчас решает 39% всех споров, а хочет решать вдвое больше. |