фото: Геннадий Черкасов
Что требуется для создания ЛитО или иного творческого клуба? Как ни странно, ровным счетом ничего. Эти объединения нигде юридически не регистрируются и не фиксируются; формально не нужно даже устав писать. Грубо говоря, три графомана могут собраться в частной квартире и объявить себя ЛитО. Никто их за это не арестует, не оштрафует и даже слова не скажет. Тем не менее создание действующего, «живого» клуба — очень тяжелый и трудоемкий процесс, требующий от организаторов немалых затрат личного времени. А на первых порах — если начинать с нуля — и немалых финансовых вложений. Потому что писатели и художники — люди вольные. Захотят — будут ходить в клуб, не захотят — и калачом их не заманишь. С другой стороны, действующее ЛитО само себя раскручивает: чем больше народу туда ходит, тем больше вероятность, что в следующий раз придет еще больше. А вскоре начнут захаживать и звезды, бормоча себе под нос: «интересная площадочка появилась». Это самоподдерживающийся механизм, почти вечный двигатель. Одни ЛитО набирают обороты (показателем успеха считается 100 человек, пришедших на мероприятие). Другие через год-два вымирают, превращаясь в междусобойчики для председателя клуба и десятка завсегдатаев. В чем секрет? Он банален: люди ходят в клуб, когда что-то от него получают. О том, что автор хочет и может получить от творческого объединения, «МК» писал (см. заметку от 12 ноября 2012 года). Напомним вкратце. Автор получает в ЛитО возможности для издания своих книг (записи дисков, организации выставок) по ценам в 2—3 раза (издание книги минимально может обойтись в 20 тыс. руб. вместо 50 тыс. руб.) ниже среднерыночных. Потому что оптом — дешевле. Любая типография или студия звукозаписи только рада работать с клубом, гарантирующим стабильный поток заказов. Кроме того, автор получает по очень низким ценам (а то и бесплатно, по-дружески) услуги по подготовке книги: редактура, оригинал-макет и т.д. Немаловажна и литературная среда с доброжелательной критикой, которая помогает автору существенно улучшить качество произведения. При этом в литературных клубах, как правило, нет членских взносов. По единодушному мнению многих глав ЛитО, «только введи их — и через полгода люди разбегутся». На что же они тогда живут? Если брать рыночные цены, то аренда помещения с небольшим залом (мест на 100) в Москве стоит 50 тыс. руб. в месяц. Это более полумиллиона за год, а за этот срок созданный с нуля литературно-художественный клуб только-только начнет приобретать некоторую известность. Если же брать все расходы в совокупности, то 1 млн руб. на 2 года — это те первоначальные вложения, которые нужно внести, чтобы клуб вышел на самоокупаемость. У небогатых поэтов и писателей таких денег нет. Разумеется, они тратят не собственные средства. Как правило, задача организаторов — чисто менеджерская; грубо говоря, беготня. Выше сказано, что ЛитО регистрации не требует. Это правда, но не вся: многие клубы все-таки предпочитают иметь юридическое лицо в виде некоммерческой организации (НКО). А с этим та еще морока, учитывая, что НКО сейчас активно проверяют. Но, даже если регистрация не делается, клуб должен взаимодействовать с обоими конкурирующими союзами писателей (СП Москвы и СП России). Организаторы клуба на первых порах вертятся как белки в колесе: когда их вызывают литературные чиновники, хочешь не хочешь, а надо ехать. Возвращаясь к финансовому вопросу. Один из главных путей его решения: прислониться к власти. Либо к мощным околовластным организациям. К сожалению, меценатство в России не слишком развито, так что помощь от бизнеса в ЛитО вряд ли попадет. Тем не менее уже существуют частные литературные салоны, организованные на средства богатых писателей или бизнесменов. А чиновники помогают. Это стало следствием административной реформы 2005 года. В ежеквартальной отчетности есть графа «культура», за нее спрашивают. ЛитО весьма украшает отчетность, поскольку в его рамках проводится много различных мероприятий (обычно раз в неделю, иногда чаще). За это и поддержать не грех. Например, предоставить помещение с низкой или нулевой арендной платой, тем самым сняв с плеч основную статью расходов. Так называемые старые, существующие еще с советских времен, творческие клубы зачастую поддерживаются на федеральном уровне. Леонид Ханбеков, литературовед, критик, член МГО СП РФ, вице-президент Академии российской литературы, глава ЛитО «Московский Парнас»: «Некоторые очень маленькие деньги с трудом и нерегулярно, но все же доходят от государства. Помогает Академия российской литературы, вернее, мы взаимно помогаем друг другу. У нас есть частные спонсоры: это бизнес и богатые поклонники русской литературы. Альманах «Московский Парнас» выходит регулярно; мы ведем отбор авторов. Но каждый месяц у меня головная боль: не знаю, чем, как и когда платить за следующий выпуск». Более молодым ЛитО помогает выживать местная власть. Причем иногда она является даже инициатором их создания. Борис Катковский, поэт, бард, член СП России, координатор САО и СВАО Ассоциации литобъединений Москвы, председатель ЛИТО «Избранники муз»: «Нам сильно помогает местная власть; управа района Северное Медведково. Она предоставила нам помещение в центре досуга и спорта «Паллада». Выделяются средства на издание сборников. А началось все 3 года назад почти случайно. На концерте ко мне подошел зритель и сказал, что является поклонником творчества. Он оказался муниципальным чиновником и предложил создать ЛитО». Можно найти и иные пути поддержки, причем иногда довольно неожиданные. Нина Дубовицкая, поэт, член СП России, председатель ЛитО «Ясноцвет», пояснила: «У нас выходили и выходят сборники духовной лирики. Многие произведения наших авторов читались иерархами Церкви и получали их благословение. Разумеется, РПЦ нас не спонсирует. Но помощь в решении некоторых организационных вопросов мы все же ощущаем». Иногда ЛитО является составной частью другого бизнеса. Валерий Баталеев, поэт, член СП России, председатель литературного салона «Серебряная лира»: «У нас с женой небольшое кафе. Чтобы вывести его на прибыль в условиях жесткой конкуренции, надо было сделать его известным в Москве. Стали приглашать известных людей. У нас, как в «МК», есть стена, где они расписываются. И подпись Павла Гусева там имеется. Потом мы решили организовать литературно-музыкальный салон и сделать творческие встречи регулярными. Чтобы не мы их приглашали, а они сами к нам ходили. Сейчас кафе прибыльно; мы сдали его в аренду. Салон остался; на этом настаивали сами арендаторы».
Ну а как быть, если собственных средств недостаточно, а спонсоры не находятся? Выход есть и в этом случае: на помощь приходит Интернет. Клуб — это место, где собираются люди. А Сеть при умелом использовании является практически идеальным инструментом для их привлечения. Кроме того, затрат на помещение нет, как и самого помещения. Дмитрий Галковский, писатель, философ, председатель объединения пользователей «Живого журнала» (ЖЖ) RL-club: «В советское время меня не печатали принципиально. 20 лет. Но мне посчастливилось дожить до развития Интернета. Ладно, думаю, сам себе сделаю читателей. Буду их через Интернет воспитывать да по складам в блогах аз-буки-веди складывать. И что вы думаете, сделал. Правда, к этому времени поседел». Дмитрий Галковский, как всегда, скромничает. Клуб на самоокупаемости, поскольку собирается в различных кафе. Стоит недорого; повторимся: оптом — дешевле, а если еще и регулярно оптом, то можно добиться от владельцев заведений значительных скидок. Но к такому результату клуб пришел за 5 лет, а сетевая активность идет лет 10. Надо сказать, что по поводу литературы в Интернете и связанного с ней клубного процесса есть различные мнения. Не все ее принимают, указывая на довольно низкий уровень и засорение языка. Александр Холин, поэт, писатель, член СП России, негодует: «Я главный редактор двух литературных интернет-журналов. Меня крайне раздражает, когда субъекты, считающие себя поэтами, начинают писать матом и всячески коверкать русский язык. Чтобы бороться с этим, необходимо возродить институт литературной репутации, в том числе в Сети. Литератор должен развивать язык, а не поганить его». Характерно, что опрошенные главы различных ЛитО упорно отказывались называть какие-либо цифры. Пришлось прикинуть экономический эффект самому. Крупное и устойчиво работающее ЛитО выпускает 3—4 книги в месяц. Речь как о сборниках, так и об авторских книгах членов клуба. Положение председателя клуба аналогично должности президента (не председателя правления!) акционерной компании: это человек, имеющий маленькую долю, но со всего оборота. А он у продвинутого клуба составляет от 200 тыс. руб. в месяц. По личным оценкам, совокупная доля председателя — около 10%, то есть 20 тыс. руб. в месяц. Можно жить и спокойно заниматься собственным творчеством. Видимо, бешеная популярность ЛитО в последний год не в последнюю очередь связана именно с этим. Чего греха таить, председатель клуба — обычно главный его автор. Гораздо больше нематериальные бонусы, получаемые главой и организаторами клуба. Например, пост председателя ЛитО почти автоматически означает вступление в СП через год. Причем даже если человек вступать не хочет, его все равно туда затянут, предлагая различные литературные «пряники» (издание за рубежом, например). Почему? Очень просто: «50 авторов сборника — это сила». Так выразился после удачной презентации один из видных деятелей СП. Для литературных чиновников наличие в клубе многих десятков (и сотен) людей «с именами» означает, что все они придут туда, куда их попросит прийти глава клуба. Например, на мероприятие СП в ЦДЛ, а их проводится достаточно много. Зал, в котором сидят 100 интеллигентов, не стыдно и иностранной делегации показать. Глава ЛитО, способный организовать писательскую массовку, — это ценный кадр; его надо беречь и продвигать. Рычаги влияния на тиражи у чиновников обоих СП (Москвы и России) сохранились, несмотря на раскол СП СССР. Так что успешному главе ЛитО и творческие успехи почти обеспечены. К сожалению, некоторые ЛитО создаются с целью продвижения конкретных персон. Вплоть до полных графоманов. Но грань очень тонка. Если люди почувствуют, что глава клуба слишком тянет одеяло на себя, они перестанут туда ходить. А это крах. И наступит он быстро, такова особенность рыночной экономики. Тем более что рынок ЛитО сейчас является рынком покупателя. В отличие, например, от рынка издательств, где по-прежнему властвуют продавцы услуг: условия диктуют не авторы, а сами издательства. Потому что издательств мало, а крупные можно пересчитать по пальцам одной руки. С творческими клубами не так. Их стало так много, что они охотятся за авторами. Особенно за теми, кто хоть что-то из себя представляет. К любому автору, о котором сколько-нибудь «говорят», на мероприятии обязательно подойдут и скажут: «Помните, вы год назад у нас были? Совсем нас забыли, зазнались, забросили! Но мы все равно вас приглашаем на наше следующее мероприятие». Авторы обычно являются членами нескольких клубов одновременно. Порой разыгрываются шекспировские страсти. С доносами, шпионажем, шантажом и угрозами: «Ты в то ЛитО не ходи, там председатель — гад! Ты к нам ходи! А если туда пойдешь, так мы тебе с книжкой не поможем, хотя и обещали». |