фото: Михаил Ковалев
Бюджетное послание консервативно. Иначе и быть не может: бюджет-то трехлетний, а на период 2013–2015 гг. приоритетной остается задача макроэкономической стабилизации. «В бюджетной стратегии необходимо оценить возможные риски и четко обозначить, как мы будем действовать при любом сценарии, включая неблагоприятный», — заявил 13 июня в бюджетном послании Владимир Путин. Но есть и иные ноты. Прошлогоднее бюджетное послание-2012 стало «холодным душем» после «инновационного» бюджетного послания-2011 президента Медведева. Тогда ряд экспертов даже говорили о «бюджете военного времени», настолько он был жесток. Владимир Путин известен своей осторожностью, и в нынешнем бюджетном послании-2013 о смягчении кредитно-денежной политики прямо не говорится. Тем не менее президент заявил: «Считаю необходимым в течение трех месяцев завершить разработку бюджетной стратегии на период до 2030 года и, если это потребуется, внести изменения в долгосрочный прогноз социально-экономического развития». А это потребуется. Если не повернуть руль в сторону смягчения бюджетной политики, в том числе увеличения социальных расходов и стимулирования экономического роста, то «социальные» указы Владимира Путина от 7 мая прошлого года выполнить невозможно. Даже если президент навесит всем министрам выговоры или разгонит правительство. Владимир Путин в бюджетном послании отметил: «В числе первоочередных задач правительства — стимулирование экономического роста страны, поскольку именно он является самым эффективным путем решения социальных вопросов». Задача ведомствам поставлена. Остается определить, как они будут ее решать в противоречивых условиях: нужно и ресурсы на социальные программы изыскать, и жесткое бюджетное правило не нарушить. Впрочем, Владимир Путин дал ответ и на это. По мысли президента, для стимулирования роста ВВП нужно повышать эффективность бюджетной политики, проводить структурные реформы и обратить особое внимание на адресный характер социальной поддержки. О том, как чиновники выполнят эти указания главы государства, мы узнаем в сентябре, когда бюджет-2014 поступит в Госдуму. Эксперты «МК» Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН: — Я надеюсь, что бюджетная политика в скором времени станет более конкретной и ясной. С точки зрения развития реального сектора по доходам и расходам я все-таки надеюсь, что начнутся сдвиги в сторону прогрессивной шкалы налогообложения. Ведь состоятельные люди должны платить больше, чтобы страна была здоровой. Также необходимо снижать налоги на прибыль, если она направлена на инвестиции, как это происходит в Европе. В нашей стране поддержка инноваций оказывается в 7–8 раз меньше, чем на Западе. В то же время бюджетные расходы должны ориентироваться на приоритеты промышленной политики государства. Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа ФБК: — Смягчать бюджетную политику в условиях, когда денег все меньше, довольно проблематично. Если осуществлять это через прессинг банков, то вырисовывается неэффективный стратегический подход. Очевидно, что с выполнением требований Путина возникнут проблемы. Минфин уже уговаривает Минобороны сдвинуть по времени оборонные расходы на 20 трлн руб. Вряд ли это означает смягчающий фактор. На фоне нарастающих трудностей с бюджетом скорее появится ужесточение его политики, нежели смягчение. А это означает, что чиновники будут отказываться от ряда запланированных расходов и сдвигать их по срокам. В качестве яркого примера можно привести грядущий Чемпионат мира по футболу, который должен пройти в России в 2018 году. |