фото: Геннадий Черкасов
Правительственные звездочеты продолжают гадать о цене на нефть. Их учителя, как видно, не слышали о наказе нобелевского лауреата по экономике Пола Самуэльсона прогнозировать все, только не цены. Лишь один пример: по «Сценарным условиям» на 2009—2012 гг., среднегодовая цена на нефть Urals в 2011 г. должна была составить 56, в 2012 г. — $57/барр. В реальности цены были такими: в 2011 г. — 109, в 2012 г. — $111/барр. Все бы ничего, если бы «нострадамусы от экономики», прогнозируя непросчитываемое, упражнялись исключительно в студенческих аудиториях. Проблема в том, что от среднегодовой цены на нефть (так уж повелось) во многом зависят поступления доходов в казну, инвестиционные планы предпринимателей, потребительские предпочтения граждан. В свежих «Сценарных условиях» среднегодовая цена на нефть определена на 2014 г. в $101, а на 2015—2016 гг. — в $100/барр. Сбудется ли? Едва ли. Нефтяные цены зависят от целого сонмища переменных факторов: от глобального спроса (спад мировой экономики общеизвестен), от сырьевого предложения (уже сегодня глобальное предложение нефти опережает спрос, и неизвестно, что будет завтра), от поведения финансового сектора (рынок углеводородов представляет из себя пузырь, что было продемонстрировано в 2008 г., когда цены за полгода упали со $147 до $36/барр.), наконец, от выкрутасов не всегда адекватных нефтяных игроков (предположим, завтра Иран перекроет Ормузский пролив, и цена мгновенно подскочит до $200/барр. — вот оно, счастье?). Если уж сочинять «Сценарные условия», то на основе катастрофического прогноза (Минэкономразвития наивно полагает, что «самое страшное» — это $84/барр. в 2014 г. и $80/барр. в 2015—2016 гг.). Повторю еще раз: если бы подобные предсказания остались в троечном студенческом реферате, никому бы до этого дела не было, но когда бюджет верстается исходя из конкретных показателей не только нефтяных котировок (а значит, предполагаемого поступления энного количества нефтедолларов), но и, к примеру, экономического роста — это уже халатность и безответственность. Причем определяемая в конкретных бюджетных потерях. Согласно предыдущим «Сценарным условиям», в этом году ВВП страны должен вырасти на 3,8%, однако пока что темпы прироста замедлились до 1,6% (впрочем, «прогнозистов» это не смущает — они уверены, что во II квартале этого года рост составит 2,1%). Предположим, что доля налогов и других обязательных платежей составляет в ВВП минимальные для развитых стран 20,6%, а сам ВВП на этот год запланирован в 66,5 трлн рублей. При условии роста ВВП по году в 1,6% промашка правительственных волхвов приведет к недополучению бюджетом как минимум 301 млрд рублей, или 2,3% доходов. И никто за это не ответит. Думаете, нас, простых смертных, это не касается? Как бы не так. У властей всегда под рукой универсальное средство решения бюджетных проблем под названием «девальвация». За первые пять месяцев этого года доллар укрепился на 1,4 рубля, или на 4,3% (с 30,4 руб./$ до 31,8 руб./$). И это только начало, дальше по нарастающей. Будущие инфляция с тарифами — это вообще отдельная песня. Согласно «Сценарным условиям», инфляция в этом году будет в районе 5—6%, а в 2014—2016 гг. — 4—5% без малейшего намека на снижение. Если кто-то ждет уменьшения ставок по кредитам — может расстаться с ожиданиями: торговать деньгами себе в убыток банкиры не будут. Ах да, ЦБ должен снизить ставку рефинансирования, и тогда все будет хорошо. Есть несколько непреодолимых «но». Во-первых, ЦБ длинные деньги по ставке рефинансирования не предоставляет, и это правильно: при отсутствии государственного плана вложений ни к чему хорошему, кроме всплеска инфляции, нового фондового пузыря, чрезмерного потребления и дополнительного оттока капитала и, как итог, к депрессии, это не приведет. Во-вторых, куда прикажете инвестировать, если даже при нынешних объемах кредитования и уровне процентных ставок производственные мощности страны загружены всего на 80%, а на новую прибавку «едоков» тем более не найдется? В-третьих, пора прекратить попытки навесить на ЦБ ответственность за экономический рост: основные функции Центробанка — обеспечение стабильности национальной валюты, регулирование денежного обращения и посильная борьба с инфляцией. Если ЦБ будет отвечать еще и за рост, чем будет заниматься Минэкономразвития? Прогнозы выпекать? Спасибо, сыты. Здесь самое место разоблачить «знатоков», кричащих, будто рост, акцентирую, добровольно взятых физлицами кредитов опережает рост зарплат, и скоро мы окажемся в долговой кабале у алчных банкиров. Действительно, если брать темпы роста кредитования граждан в процентах, то они в разы превышают рост оплаты труда: в 2012 г. объем кредитов населению в рублях и валюте вырос, по данным ЦБ, на 39,4%, а фонд оплаты труда наемных работников, как сообщает Росстат, — лишь на 13,9%. Казалось бы, караул: разница без малого в 3 раза! А теперь посмотрим, как изменились эти показатели не в удобных паникерам процентах, а в объективных рублях. За истекший год объем выданных, повторюсь, без какого-либо принуждения кредитов увеличился всего на 2,2 трлн рублей, тогда как совокупный фонд оплаты труда по экономике — на целых 3,9 трлн рублей. Ну и в чем проблема? Не надо кричать «пожар» в переполненном кинотеатре, особенно когда никакого возгорания нет. Однажды, когда пламя все-таки возникнет, вам просто никто не поверит. В «Сценарных условиях» поражает предательское отношение правительства к согражданам: рост тарифов ЖКХ предлагается утвердить в 2014 г. на 9,5—10%, в 2015 г. — на 10,5%, в 2016 г. — на 8,2—8,4%. Молодцы, в два раза больше предполагаемой инфляции! Мало того что это прямое невыполнение указания президента об ограничении ростов тарифов ЖКХ в 6%, так еще и реверанс в сторону монополистов. В ситуации, когда цены на сырьевых рынках падают, а производственная активность в нашей экономике снижается (то есть уменьшается потребность в этих услугах), Минэкономразвития, по сути, гарантирует естественным монополиям сверхприбыли за счет роста внутренних цен на их продукцию, то есть за счет наших карманов. Гарантированный ежегодный прирост регулируемых тарифов для населения в 2014—2016 гг. предлагается закрепить: в пассажирских ж/д-перевозках — на 10%, в электроснабжении — на 12—15%, в газоснабжении населения — на 15%. Одной рукой бюджетникам и пенсионерам назначаются прибавки, а другой рукой эти самые прибавки через рост тарифов ЖКХ, увеличение акцизов на топливо, табак, крепкий алкоголь или введение налога на недвижимость изымаются. 7 мая прошлого года вступил в силу президентский Указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором перед правительством ставится задача, в числе прочего, увеличить к 2018 г. размер реальной заработной платы в 1,4—1,5 раза. Обратимся к тексту «Сценарных условий»: «В целом за 2013—2016 гг. рост реальной заработной платы составит 123,7% по умеренно оптимистичному варианту и 119,4% по консервативному варианту. В форсированном варианте рост заработной платы за 2012—2016 гг. составит 1,4 раза, что позволит обеспечить достижение целевого параметра Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597». Для тех, кто не понял: «Сценарные условия» разработаны исходя из умеренно оптимистичного сценария, а втирать очки президенту предполагается по форсированному (фантастическому) сценарию, по которому, в частности, ВВП в 2016 г. вырастет на 7,1% (выше в этом тысячелетии было только в 2003, 2004 и 2007 гг.). По умеренно оптимистичному, принятому за основу, сценарию ВВП должен увеличиться на 4,2%, что также представляется маловероятным. С пенсиями совсем грустно. Правительство намерено с 2015 г. изменить порядок их индексации: фиксированный базовый размер трудовой пенсии (3495 руб., или 33,9% среднего размера трудовой пенсии в 2013 г.) будет индексироваться с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за предыдущий год, страховая часть — по действующему законодательству. Это значит, что базовая часть индексироваться практически не будет: в 2012 г. ПМП вырос всего на 1,8% (по данным Росстата, в 2011 г. ПМП составил 5032 руб., в прошлом году – 5123 руб., разделите второй показатель на первый). Зато тарифы на ЖКХ будут расти кратно опережающими инфляцию темпами. Выводы неутешительны. Вариантов перезагрузки экономического роста у правительства нет (если, конечно, Иран не закроет Ормузский пролив). Зато есть твердая уверенность в ослаблении рубля, капитуляция перед инфляцией, опережающий все мыслимые пределы рост тарифов ЖКХ и новый удар по благосостоянию пенсионеров. Это правда, что другого правительства у нас нет? |