фото: Геннадий Черкасов
По информации областного правительства, общий объем накопленных бытовых отходов в Подмосковье превысил 120 млн т в год и продолжает расти, а в целом в Московской области захоранивается порядка 20% всех образующихся в стране ТБО. Остаточный ресурс действующих полигонов — порядка трех лет. Уже к 2015 году прогнозируется исчерпание ресурсов у более чем 80% лицензированных полигонов ТБО. И совершенно непонятно, куда теперь будут девать с каждым днем нарастающий объем мусора. Предложения первоначально было два: часть мусора захоранивать на территориях, которые недавно прирезали к Москве, поскольку 60% мусора, скапливающегося в Подмосковье, производит столица. А еще часть перенести в соседние регионы. Однако эти педложения особого энтузиазма ни в столице, ни в соседних областях энтузиазма не вызвали. Некоторые губернаторы категорически против того, чтобы размещать часть столичных и подмосковных отходов на своей территории. Свой мусор девать некуда. Но зато главы соседних регионов не против рассмотреть предложения о совместном строительстве мусороперерабатывающих заводов. Эта идея встретила понимание и в Московской области, и в федеральном Министерстве природных ресурсов и экологии, которое подготовило проект поправок ко второму чтению закона «Об отходах производства и потребления». Прежде всего, предлагается создать систему экологических фондов наподобие дорожных, потому что строительство мусоропререрабатывающих заводов дело достаточно дорогое. Суть нововведения в том, что в экологические фонды будут поступать так называемые «окрашенные» деньги. Иными словами, финансирование будет идти не из бюджетов федерального и регионального, а напрямую, посредством аккумулирования утилизационных сборов. Напомним, что дорожный фонд пополняется за счет транспортных налогов и акцизов на бензин. На данный момент после его возрождения (2010 год) в федеральном дорожном фонде накоплено 450 млрд. руб, а в региональных 471 млрд. Без малого триллион рублей. Собственно таких же финансовых показателей можно будет достичь и в переработке мусора. Если мы доведем экологические фонды до триллиона рублей, то появится возможность ежегодно вводить в строй не менее 30-40 мусороперерабатывающих заводов и закрывать столько же свалок. Расчет здесь простой: средняя стоимость импортного мусороперерабатывающего завода средней мощности стоит 250 млн. евро. Ликвидация одной свалки стоит примерно столько же. И тогда примерно через 10 лет проблема ликвидации мусора и его переработки в России будет практически решена. А самое главное, будет установлен утилизационный сбор (опять же, как на автомобили) на холодильники, стиральные машины, микроволновки, пылесосы и тому подобное. При этом из-за высокой конкуренции на российском рынке производителей и продавцов бытовой техники, существенного повышения цен не произойдет. Тем более, далеко не на все бытовые товары будет введен утилизационный сбор. Скорее всего, в этот список войдут товары, требующие наиболее сложной и дорогостоящей переработки. "Утилизационные сборы будут вводится поэтапно, с учетом конкуренции на рынке того или иного товара, динамики цен и прогноза по инфляции. Со своей стороны, мы приложим максимум усилий, чтобы введение утилизационных сборов не отразилось в розничныц ценах товаров и не вызвало неудобства у граждан", - пояснил "МК" министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Не менее важным является и то, что предлагается передать часть полномочий по утилизации мусора с муниципального уровня на региональный в связи с тем, что местные органы самоуправления часто не справляются с возложенными на них функциями. Идея разработчиков законопроекта из Минприроды получила поддержку Президента РФ. Кроме того, строительство и ввод в эксплуатацию мусоропереработки подразумевает и раздельный сбор мусора с населения. То есть пищевые отходы, бумага, стекло, пластик должны собираться в разные контейнеры, как это уже давно делается в ряде цивилизованных стран. Кстати, такой опыт успешно используется в подмосковной Дубне. Однако это тоже вещь затратная и сложная, так как опыт этих стран показывает, что население пришло к раздельному сбору мусора не сразу. Кое где даже вводились значительные штрафы за загрязнение контейнеров непрофильным мусором. Кстати, без введения системы жестких экологических штрафов, тему полномасштабной утилизации отходов с места не стронешь. |