Устали от реформаторов

Устали от реформаторов













фото: Михаил Ковалев





Предпринимательский климат в России действительно плохой. Виной тому не разленившиеся россияне, разучившиеся работать, а некомпетентное государство в лице федерального правительства и регионального чиновничества. На словах эти умники ратуют за всеобщее процветание, а на деле давно и прочно уступили приоритет личным меркантильным и тщеславным амбициям в ущерб общественным устремлениям.

С какими «светлыми помыслами» наши министры принимали решение о повышении страховых отчислений для ИП? С намерениями увеличить поступления в бюджет ПФР на 40,7 млрд рублей, уменьшить объем покрытия из казны дефицита пенсионной системы, перераспределить освободившиеся деньги по своим, милым бюрократическому сердцу проектам. Получилось наполовину: будущие доходы государства были переназначены, а вот взносы так и не пришли. Больше того, взбунтовавшиеся предприниматели начали активно класть свои регистрационные свидетельства на налоговый стол.

Теперь правительственные чиновники заняты не только поиском дополнительных ресурсов для затыкания внезапно увеличившейся пенсионной «пробоины», но и выискиванием внеплановых ассигнований для новых безработных. Мудрое у нас руководство, ничего не скажешь. Использующее нас в качестве подопытных кроликов за наш же «кроличий» счет.

На самом деле взрывной рост отчислений стал лишь «последним аргументом» вызревавшего все последние годы предпринимательского исхода. Структура экономики меняется, хозяйственная деятельность, хотим мы того или нет, концентрируется, и привычное «купи–продай» больше не приносит тех дивидендов, на которые можно было рассчитывать еще десять–пятнадцать лет назад. Не зря же до 77% всех «почивших в предпринимательском бозе» наших сограждан за предшествующие два года легально, по сведениям налоговиков, не функционировали вовсе. Ну не может торговец в одночасье переквалифицироваться в программиста. В то же время взносы по действующему законодательству платятся вне зависимости от бизнес-активности.

Народ у нас импульсивный: мы можем одновременно гневно клеймить укрывшихся в «сером» секторе барыг-спекулянтов, чья немалая вина в росте потребительских цен представляется неоспоримой, и с той же, еще не осевшей, пеной у рта заступаться за «нищих и обездоленных» бизнесменов-малышей, гнобимых ненавистным правительством. Да что там, потакая общественным настроениям, многочисленные эксперты часто занимают противоположные позиции в отношении одних и тех же субъектов экономики. Между тем частнопредпринимательское сообщество так же разношерстно, как и весь наш социум, а значит, стричь всех коммерсантов под одну гребенку нельзя категорически.

Не так давно пермский коллега Александр Артемов предпринял блестящее аналитическое исследование по проблемам региональной занятости, результаты которого в полной мере подтверждают высказанный выше по большому счету тривиальный авторский довод. Пытливый уральский экономист препарировал структуру затрат различных видов частнопредпринимательской деятельности на предмет вычисления доли страховых взносов в издержках — в зависимости от отрасли начинания (производство, торговля, прочий сервис, сельское хозяйство), численности населения в местах ведения бизнеса (села, небольшие города, мегаполисы), стартовых финансовых условий (субсидии, кредиты, собственные средства), календарного отрезка работы (в первый и второй год).

Оказывается, в крупных городах все ИП даже при нынешних «драконовских» взносовых ставках выходят в «плюс» уже в первый год деятельности. Больше того, доля страховых взносов в затратах ИП в авторемонтных услугах (1 подъемник) в первый год составляет 5,1%, во второй — 6,4%; в торговле (например детскими товарами) — соответственно 3,0 и 3,1%; в производстве (скажем, стройматериалов) и в первый, и во второй год — и вовсе 0,7%. Часто в структуре себестоимости страховых взносов просто не видно.

В населенных пунктах с численностью населения от 10 до 100 тыс. человек положение не столь безоблачное, многие ИП в первый год терпят убытки, но уже в следующем году, как правило, все начинают получать прибыль. Доля страховых взносов в затратах таких ИП составляет от 16,8% (автомойка) до 46,8% (детский развлекательный комплекс) во второй год работы.

Наконец, в поселках городского типа и в сельской местности, где количество потенциальных потребителей незначительно, ИП могут оставаться внакладе даже по истечении двух лет ведения бизнеса, а доля страховых платежей в затратах ИП даже во второй год будет колебаться от 9,6% в производстве хлебобулочных и кондитерских изделий и 20,2% в животноводстве до 34,2%, как в сервисном секторе (в данном конкретном случае речь идет о фотоуслугах).

Так о ком вы печетесь, защитники «униженных и оскорбленных»? О наглом хозяине торговых площадей в центре столицы, сдающем в аренду свою, как правило, неправедными путями нажитую недвижимость, или о трудяге-пекаре из богом забытого села под Тобольском? И почему бы вам не выйти с предложением освободить «горемык» не только от «грабительских» страховых взносов, из которых, на минуточку, выплачиваются пенсии ныне живущему старшему поколению, но и, скажем, от налога на роскошь?

Если уж оказывать фискальную поддержку ИП, то разумно делать это адресно, в зависимости от объема выручки, направления деятельности, места дислокации, периода с момента регистрации и прочих очевидных условий.

Можно сделать еще проще, как в Германии, — освободить от налогов и взносов ИП, чей ежемесячный доход не превышает незначительную фиксированную величину, например, 15 или 20 тыс. рублей, либо вовсе исключить их общение с налоговиками, введя патенты с фиксированным платежом. Господа царедворцы, вы существуете для того, чтобы жизнь людей стала лучше, а не для того, чтобы мелочь по карманам тырить.

Минэкономразвития РФ работает над идеей создания новой категории индивидуальных предпринимателей, которая не потребует регистрации. Как сообщила журналистам глава департамента министерства Наталья Ларионова, эта идея больше всего подходит для домашнего персонала: нянь, гувернанток, домработниц и водителей. Сейчас, пояснила госпожа Ларионова, человека могут привлечь к уголовной ответственности, если он занимается предпринимательством без регистрации. Получив патент, самозанятые граждане смогут совершать налоговые и другие обязательные взносы: «будут платить какой-то один платеж, который само государство потом разделит на пенсионные, социальные взносы, налоги в муниципалитет», пояснила глава департамента. Касаясь размера платежа, госпожа Ларионова не стала называть цифр, но отметила, что история со страховыми взносами для самозанятых, которые с начала года увеличились вдвое и спровоцировали массовое снятие с регистрации, стала «мерилом».


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей