Премьер-министр объявил ситуацию в экономике мутной, а бюджет - предкризисным

Премьер-министр объявил ситуацию в экономике мутной, а бюджет - предкризисным













фото: Михаил Ковалев





Представление кабмину Сергея Приходько, который занял место отставленного 22 мая Владислава Суркова, много времени не заняло. «Сергея Эдуардовича вы все хорошо знаете и по прежней работе (помощником президента - «МК»), и по работе в аппарате правительства. Так что надеюсь, что сотрудничество будет весьма и весьма продуктивным, - сказал Медведев, указывая на нового назначенца, который занял место по его левую руку. - Желаю успехов в весьма непростой деятельности!» О новых обязанностях Приходько на заседании пока не говорилось, да и сам он участие в дискуссии не принимал. Свеженазначенный вице-премьер, как известно, продолжит курировать международную тематику, а речь на заседании шла о внутренних проблемах.

Главной темой стало исполнение бюджета за прошлый год, но Медведев взял шире. Начал он, впрочем за здравие, сообщив, что «прошлый год прошли нормально, с минимальным дефицитом». Не забыл и повторить «заклинание» про макроэкономическую стабильность и исполнение социальных обязательств. И, конечно, про пенсии, чья индексация превышала инфляцию.

А дальше вступление кончилось, и глава Минфина Антон Силуанов поведал о проблемах. Главной тревожной тенденцией стал сильно возросший объем расходов бюджета — до 20,6% ВВП. «Это выше, чем в предыдущие годы, за исключением докризисного», - напомнил Силуанов.

При этом часть выделенных денег, по его словам, «зависла» - вместе с регионами не успели потратить 660 млрд. рублей. Это ресурсы, которые надо было как можно быстрее вкладывать в экономику. Конкретно из федерального бюджета не было использовано 140 млрд. рублей.

- Деньги осели в учреждениях, - знает министр. - Не были оказаны услуги, закуплены товары. Вопрос о ритмичности финансирования остается актуальным.

В частности, рассказал Силуанов, никто не пользуется преимуществами трехлетнего бюджета, долгосрочные контракты не заключаются. Главное «торможение» - на уровне министерств и ведомств. «На заседаниях правительства сижу с 2000 года и эту тоскливую песню слышу», - отреагировал премьер. И назвал ситуацию «безобразием».

Еще одной проблемой, как и ожидалось, был назван взрывной рост долга регионов, которым пришлось непросто из-за необходимости выполнения указов президента.

Приговор экспертов, которым дал слово Медведев, был куда менее щадящим. Бюджетные риски нарастают, а эффективность снижается, говорил от имени экспертного сообщества завлабараторией бюджетного федерализма Института им. Гайдара Владимир Назаров. Рост расходов, по его словам, не привел к увеличению темпов роста экономики. И главную проблему эксперты видят в самой структуре расходов, где большая часть отдана обороне и правоохранительной деятельности.

С ним поспорил первый зампред правительства Игорь Шувалов. «Вопросы безопасности влияют на качество роста», - опроверг он заявления о неэффективности значительных расходов на оборонку.

Но настрой Медведева уже изменился кардинально. И его заявление в конце дискуссии и рядом не стояло с «нормальной» оценкой, которую он дал ранее. «Такая она мутная ситуация на самом деле, - задумчиво рассуждал ДАМ. - Вроде бы все ничего, но с другой стороны есть проблемы развития, обусловленные внешними факторами и внутренними». Он попросил всех министров иметь в виду, что «бюджет носит предкризисный характер».

«Мутная ситуация» при этом соседствует с относительно высокими ценами на нефть, которые, как и предупреждали экономисты, не смогли поддержать распухшие социальные обязательства. А ведь в первом квартале они оказались существенно выше планки в $97 за баррель, которая использовалась при бюджетных проектировках.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей