В СССР общественный транспорт и грузовики дважды пытались перевести на газ. Впервые инициатива возникла в середине 30-х. Страна готовилась к войне, азербайджанские нефтяные месторождения начали истощаться; возник сильнейший дефицит бензина и солярки. В то же время были открыты крупнейшие газовые месторождения (в частности Сургут в 1932 году). Результатом стало создание чисто газовых легковых автомобилей ГАЗ-51Б и ЗИС-156/ЗИС-156А. А все основные модели грузовиков, выпускаемых ГАЗом и ЗиЛом, в частности знаменитая «полуторка», обязательно оснащали ГБО. Инициатива заглохла. По двум причинам: технологически нельзя совместить газовую (АГЗС) и бензиновую заправки. АГЗС надо строить отдельно, а тогда и бензиновые были далеко не везде. АГЗС занимает на 26% больше площади и обходится почти вдвое дороже обычной АЗС. Пропан хранится под высоким давлением, что выдвигает повышенные требования к взрыво- и пожаробезопасности. Особенно во время войны: один осколок снаряда или бомбы поднимет газовую заправку на воздух вместе с окружающими домами и людьми. На обычной АЗС в этом случае возникнет пожар. Тоже несладко, но потушить можно. Для безопасности газ следовало бы хранить в бронированных баках (танках), что сводит всю выгоду на нет. Второй раз к идее газификации автотранспорта вернулись в 1981 году. Стараниями министра газовой промышленности СССР Сабита Оруджева было подготовлено и вышло соответствующее постановление Совмина СССР. Появились «КамАЗы», «ЗиЛы» и другой транспорт, работающие на ГБО. В то время даже начали строить передвижные АГЗС. Но транспорт на газе и тогда остался невостребованным. В крупных городах передвижные АГЗС вообще не применялись по соображениям безопасности, а стационарных газовых заправок было мало (место-то не найдешь). В отдаленных же районах, для которых они и разрабатывались, передвижные АГЗС себя не оправдали: были дороги в эксплуатации и часто ломались. Можно также вспомнить постановления правительства уже РФ от 1994-го и 1999 года, поощрявшие перевод на ГБО общественного транспорта. Но конкретных льгот они не содержали и благополучно канули в Лету. Две проблемы — отсутствие инфраструктуры и безопасность — до сих пор являются камнем преткновения на пути развития ГБО. Вернее, являлись. Новый этап в «газификации» автотранспорта начался, еще когда Владимир Путин был премьер-министром. Но постановление, согласно которому более половины общественного транспорта в крупных городах переведут на ГБО, подписал уже премьер-министр Дмитрий Медведев 13 мая. Так, к 2020 году в городах с численностью населения более 1 млн человек уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб составит до 50% от общего количества единиц техники. В городах с численностью населения свыше 300 тыс. человек — до 30% от общего количества транспорта. В городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек — до 10% от общего количества единиц техники. Инициативу сразу же поддержал президент и 15 мая провел совещание, где поручил правительству и МЧС рассмотреть возможность применения мировых технологий для оснащения автозаправочных станций колонками с газомоторным топливом. В этом основной прорыв. Применение нанотехнологий позволило создать полимерные материалы невиданной прочности. К сожалению, они созданы не в России, но позволяют поставить газозаправочное оборудование на обычную АЗС. Одновременно решаются обе основные проблемы, препятствовавшие развитию ГБО, и остается чистая выгода (хотя композитный материал для ГБО дороговат). Нововведение будет касаться крупных городов. Автомобили будут переводиться на три вида топлива: сжиженный углеводородный газ, сжатый газ и сжиженный природный газ. В течение этого года планируется подготовить и принять поправки в акты правительства, в том числе ведомственные, регулирующие газификацию автотранспорта. «Компании-производители, «Газпром» и другие производители газа готовы финансировать создание соответствующей инфраструктуры, что потянет перевод на газомоторное топливо и других видов транспорта, в том числе частного и коммерческого», — отметил на совещании вице-премьер Аркадий Дворкович. В «Газпроме» отметили: «Газ намного экологичнее, чем бензин и дизельное топливо, так что принятие нового законопроекта позволит существенно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу». «Газпром» на рынке АГЗС монополист: в России действует 246 АГЗС, 210 из которых принадлежат концерну. Но спрос на газовое топливо невелик: в 2010 году было использовано лишь 345 млн кубометров компримированного природного газа. В целом количество автомобилей, работающих на газе, составляет всего около 2% от общего автомобильного парка России. Нововведение, несомненно, выгодно, но чтобы эту выгоду получить, на развитие ГБО надо затратить не один миллиард рублей (точная сумма пока не определена, и эксперты в оценках затрудняются). Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников пояснил: «Необходимо, чтобы наш автопром начал выпускать работающие на газу автобусы, а не переделывать уже существующий транспорт, ездящий на дизельном топливе и бензине. Надо понять, будут ли производить такие автобусы? В Москве проводится конкурс на эксплуатацию одного из маршрутов. Там совершенно четкое ограничение, что автобусы на этот маршрут должны быть собраны на территории России». Заправлять газом теперь можно безопасно, но есть проблема безопасной эксплуатации, особенно если речь идет об общественном транспорте. Сейчас баллоны со сжиженным газом устанавливают на крышах. Ранее устанавливались, как и бензобаки, внизу, но это было опасно: любая искра (например от попадания камешка в шасси) грозила взрывом. Но установка на крыше не панацея. В День Победы в Москве произошел взрыв баллона с пропаном, размещенного на крыше автобуса. Владимир Путин поручил обратить особое внимание на вопросы безопасности при переходе автомобилей на газ. «Многие регионы готовы переводить на газ муниципальный автотранспорт, на флоте может быть газ использован, РЖД проявляет интерес. Но для того чтобы газомоторное топливо стало по-настоящему массовым, чтобы транспорт, который на нем работает, был экономически привлекательным, предстоит решить целый комплекс вопросов. Через систему различных льгот и преференций нужно мотивировать к приобретению таких автомобилей и граждан, и государственные структуры», — добавил президент. Ожидается солидный экономический эффект. «До 2030 года может высвободиться около 49 млрд руб. в год для пассажирских перевозок, 34 млрд руб. для грузоперевозок и 6 млрд руб. в сельском хозяйстве», — заявил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. Он добавил, что предложенные меры дадут рост потребления газа на внутреннем рынке на 5%. Представители «Газпрома» считают, что в России к 2030 году реально перевести на газ 50% общественного транспорта и коммунальной техники, 30% грузового транспорта и 20% сельхозтехники. В России создается новый рынок. Газпром все не съест: на каждую АЗС, чтобы поставить там ГБО, он прийти физически не сможет. Возникает простор для частной инициативы. Кто-то должен переделывать существующий и выпускать новый транспорт с ГБО. Другие могут заключить соглашение о ГЧП с муниципальной властью о внедрении нового вида транспорта. Неплохо бы и выпуск собственного оборудования для модернизации обычных АЗС наладить. Неплохой стимул для развития как среднего, так и малого бизнеса. |