В Комитете Кудрина подсчитали: каждый из нас вынужден по пять раз в год выпрашивать справки

В Комитете Кудрина подсчитали: каждый из нас вынужден по пять раз в год выпрашивать справки













фото: Михаил Ковалев





- Более полугода назад в Комитете гражданских инициатив (КГИ) запустили проект «Открытый бюджет», которым Вы руководите. Можно уже подвести первые итоги? Какие-то нестыковки в бюджете уже заметили?

- Сейчас как федеральный бюджет, так и большинство региональных и местных бюджетов имеют одну особенность — они непонятны и не читабельны. Их, может быть, понимают те люди, которые их составляли, но не те, которые читают. Понять, насколько эффективно потрачены эти деньги — невозможно. Нет никаких количественных показателей, на что планируется их потратить и т. д.

В этой связи мы начали разбирать бюджет шаг за шагом, кусочек за кусочком. В частности, взяли две общегосударственные задачи: оптимизация оказания государственных услуг и программа модернизации здравоохранения.

Так 600 миллиардов рублей из всех бюджетов ежегодно в России тратятся на то, чтобы оказывать услуги населению. Это деньги на ту самую бюрократию, которую мы так не любим, на то, чтобы содержать всех тех чиновников, которые выдают нам огромное количество справок.

Два года назад, 27 июля 2010 года, был принят ФЗ №210. Этот федеральный закон содержал в себе очень важную деталь. А именно, ни один орган власти не вправе требовать от гражданина никаких справок и сведений, а сам должен запрашивать эти справки и сведения у других органов власти.

– А сколько именно услуг предоставляет сейчас государство своим гражданам?

– Примерно 81 миллион услуг в год. Для этого гражданам надо сделать примерно 560 миллионов визитов. То есть, каждый гражданин примерно 5 раз в год ходит куда-то и получает какие-то справки. Само это мытарство в основном ложится на плечи самых малоимущих людей, которые нуждаются в льготах. Например, родил третьего ребёнка — отправляйся за справками. Если бы этот закон реально заработал, то количество хождений осталось бы не 560 миллионов, а 81 миллион. То есть почти 500 миллионов походов были бы отменены. Соответственно, представляете, сколько бы из этих 600 миллиардов рублей было бы сэкономлено? Не нужно было бы содержать чиновников, снабжать их компьютерами и т. д. Это колоссальная экономия. Это как раз тот закон, который бы обеспечивал удобство гражданам и экономию бюджетам. На Федеральном уровне за реализацию закона отвечает Министерство связи и массовых коммуникаций, в каждом регионе определен ответственный заместитель губернатора.

– Но что-то не видно, чтобы очереди в присутственных местах уменьшились.

- На самом деле закон в этой части сейчас почти не исполняется. В почти 90% случаев с граждан требуют справки. Хотя закон вступил в силу. Это происходит потому, что государство не обеспечивает должное взаимодействие органов между собой как организационно, так и программно-технически.

На портале «Открытый бюджет» мы ведем рейтинги субъектов Федерации, в том числе и персонально ответственных лиц, с указанием потраченных на реализацию закона денег и достигнутых результатов. Получаются очень интересные цифры. И что имеем? Мы имеем жалобы граждан. Кстати, жалобу можно отправить прямо с нашего портала, она обязательно попадет в вышестоящую организацию нарушителя.

Кстати, чиновникам за требование справок полагаются наказания: штрафы, притом немалые и вплоть до увольнения. И это реально работает – по результатам жалоб на нашем портале нерадивые чиновники исправляются и начинают таки собирать справки сами, а не гонять за ними граждан, нарушая закон. Итогом закона должно было быть, чтобы эти 600 млрд рублей существенно уменьшились. Раза в три. А эти 400 миллиардов, которые остались, были бы потрачены государством на более полезные меры. Это первое, что мы констатируем.

Вторая тема — это модернизация здравоохранения.

– Во многих регионах очень сложное финансовое положение по сравнению с федеральным бюджетом. Как потому, что федералы во многом сбросили расходы на здравоохранение на местные органы власти.

– Если помните, был увеличен социальный сбор с бизнеса и за счёт этого был сформирован фонд модернизации здравоохранения. За счёт этого покупались томографы, делался ремонт в поликлиниках. И огромное спасибо Минздраву за то, что тогда вёлся и сейчас ведётся конкретный пообъектный учёт средств. То есть, выделяли региону деньги только под то, что было прописано - в какое конкретно медицинское учреждение, что конкретно надо закупить, какой конкретно надо сделать ремонт.

И отчитывались субъекты не только за расход денег, но и за то, что действительно столько квадратных метров отремонтировано, такая-то техника куплена. К нам с этим тоже могут обратиться. Написать, что такая-то поликлиника должна была то-то сделать, а не сделала. Дальше мы отвечаем, дискутируем и составляем рейтинг.

Однако есть и проблемы. Особенно впечатляет вопрос информатизации здравоохранения. На это было потрачено 26 миллиардов рублей, за счёт этого должна была везде заработать электронная медицинская карта и электронная запись к врачу, но ничего этого нет. Даже отчёты самих субъектов показывают, что достигнуто всего 10% результата. Где эта электронная медицинская карта?

В Москве, правда, ситуация лучше. Во многих других регионах деньги потрачены почти полностью, а результата — почти ноль. Проблема конкретно не в регионах, а в том, что там была проведена работа центрального Минздрава, которая, как нам кажется, не была выполнена должным образом. Одно отдельное медицинское учреждение не может само по себе сделать электронную медицинскую карту, потому что карта — это результат разработок федеральных стандартов, правил и справочников. Задача этой системы была внедрить стандарты и обеспечить один язык. А это можно сделать только на федеральном уровне.

– За это кто-то должен ответить?

- Руководство Минздрава об этом знает и разбирается. Почти миллиард долларов на это потрачено. 10% работы — не результат.

- Так как же выправить ситуацию?

– Как верстается бюджет, так он в результате и раскрывается. Если он верстается не в привязке к конкретному объекту, раскрыть почти ничего невозможно. Что мы могли вытащить понятного из федерального бюджета, мы вытащили.

Это было первое направление. Второе направление — сразу верстать бюджет правильно на муниципальном уровне. Тогда то, на что запланировали и что реально сделали, будет видно невооружённым глазом.

– А чем конкретно «Открытый бюджет» может помочь тем же чиновникам?

- Мы сейчас не только муниципалитеты этому обучаем, но и даём бесплатный инструмент в виде нашего портала. Сейчас с нами работают 18 муниципальных образований и мы на них отрабатываем технологию. Один из главных результатов этой технологии — это так называемый индекс прозрачности бюджета. Мы будем рейтинговать муниципальные образования по этому индексу.

Интерес к этому проявляют муниципальные депутаты, каждый из которых представляет группу граждан, которые за него голосовали. И со всеми этими 18 муниципалитетами фонд Кудрина заключил соглашения. В конце мая мы планируем подвести промежуточный итог и сделать широкое предложение всем муниципалитетам. Для них это ничего стоить не будет.

– А как к вашей инициативе относятся в Минфине?

– Минфин поддерживает. Он строит свой рейтинг активности бюджета и наш рейтинг будет приниматься во внимание.

Еще одно направление деятельности «Открытого бюджета» — это организация экспертной площадки для обсуждения. В ближайший год мы создадим блоги. У нас есть несколько экспертов, которые работают в этом направлении. И фактически каждый месяц у нас выходят разные обзоры. В этой связи мы приглашаем студентов, аспирантов, любых людей, которые хотят не как обыватели, а как в какой-то степени профессионалы, принять участие в этой работе. У нас обсуждается и вопрос госзакупок, и многие другие интересные темы.

Главное, с помощью нашего проекта «Открытый бюджет» и сайта вы можете реально влиять на ситуацию в стране, имея внятную и аргументированную позицию благодаря открытости ранее недоступных данных.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей