Поправки к закону об ОСАГО готовились около трех лет и получились кардинальными: изменения затронут больше половины существующих положений. Главное нововведение - увеличение выплат за причинение вреда имуществу со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, за вред жизни и здоровью - со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Кроме того, законопроект вводит так называемое прямое возмещение убытков (ПВУ). Это значит, что за возмещением пострадавший будет обращаться только в свою страховую компанию. В два раза повышаются выплаты, если оформление документов о ДТП происходило без участия полиции (до 50 тысяч рублей). При этом у «европротокола» в Москве, Санкт-Петербурге и их областей будет свой лимит – аж до 400 тысяч. Законопроект получился не в пользу страховщиков, что явилось основанием для надежд участников рынка о повышении тарифов ОСАГО. Но Минфин сильно обнадежил автовладельцев, объявив о том, что стоимость полисов можно сохранить на прежнем уровне. После чего автостраховщики обрушили на правительство ворох угроз, суля вымирание системы ОСАГО в регионах. Полисы надежных компаний можно будет купить только в крупных городах, объявили участники рынка. 60-70% - только такой рост тарифов спасет систему «автогражданки» от развала вследствие роста выплат — с таким заявлением выступил в СМИ Российский союз автостраховщиков (РСА). Баталии продолжались последние несколько месяцев. Пока ломались копья, рассмотрение законопроекта в Госдуме откладывалось раз за разом. По всей видимости, компромисс был достигнут — правительство вынуждено было пойти на попятную. Выступая 19 апреля в Госдуме, заместитель министра финансов Алексей Моисеев сообщил, что роста тарифов на 60-70%, конечно, не будет. Реальная цифра — 25%, при этом полисы подорожают далеко не сразу, а ориентировочно через 15 месяцев. Между тем в Минфине не скрывают, что нынешние тарифы установлены с запасом, так что повышение выплат страховщики должны были «пережить» без разорения. В 2002 году расценки на “автогражданку» были установлены из расчета, что средняя выплата составит 70-90 тыс. руб. Но в среднем участникам ДТП платят всего 24 тыс. рублей. Получается, у страховщиков достаточно финансового запаса. Экспертное сообщество также выступило против потакания страховщикам. В частности, как заявил в своем обращении к премьеру Дмитрию Медведеву лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин, в среднем по стране на выплаты по ОСАГО направляется лишь 57-62% от размера страховых премий. Таким образом, тарифы по автогражданке надо не увеличивать, а наоборот, снижать, взывает к председателю правительства автор открытого письма. В апреле в Администрации президента подтвердили, что намерены не допустить роста тарифов ОСАГО. По мнению чиновников, страховщики не смогли аргументировать, почему цены на их услуги должны быть повышены. И несмотря на такое противодействие, страховщикам все же обещают 25%-ный рост тарифоы. В результаты выплаты по-прежнему будут занижаться, а игроки рынка просто положат себе в карман больше прибыли. Неспроста на интернет-форумах активно обсуждают версию о том, что в страховой отрасли размер бонусов зависит от того, насколько удастся затянуть выплаты и минимизировать суммы компенсации застрахованным. Мало того, принятый в первом чтении законопроект, выводит автострахование из-под действия закона «О защите прав потребителей». Это резко снизит вероятность простых автовладельцев добиться выплаты по страховке. Впрочем, права застрахованных несмотря на выведение закона об ОСАГО из сферы действия правового режима защиты прав потребителей, могут быть дополнительно защищены благодаря созданию мегарегулятора. Дело в том, что создаваемый на базе ЦБ и ФСФР единый орган займется в том числе надзором за страховым рынком. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая 20 апреля в эфире передачи «Главная дорога» (НТВ) пояснил: «Мы надеемся, что уже во второй половине текущего года будет создан единый регулятор, и Центральный банк РФ будет внедрять специальные процедуры надзора за страховыми организациями. В том числе потому, чтобы не нарушался порядок прохождения технического осмотра». Напомним, что с 1 января 2012 года действуют новые правила, согласно которым полис ОСАГО невозможно купить до прохождения техосмотра. При этом его можно пройти в любой аккредитованной организации (ГИБДД от этой операции отстранили), вне зависимости от места регистрации. |