фото: PhotoXPress
По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, ежегодно отечественный рынок веб-конференций увеличивается минимум в два раза. Если в 2010 году его объем составлял только $2,7 млн, то в минувшем он «перешагнул» отметку в $10 млн. К концу 2015 года у российского рынка есть шансы вырасти до $100 млн, что составит около 3,5% мирового рынка, считают эксперты. По прогнозу Frost & Sullivan, в 2015 году объем мирового рынка веб-конференций составит $3,1 млрд. Причин для столь бурного роста несколько. Во-первых, веб-сервисы для организации конференций просты и доступны. Настроить и подключить сервис может любой пользователь. Многие решения запускаются прямо из браузера. Во-вторых, видеоконференцсвязь (ВКС) и телемосты позволяют компаниям экономить время и деньги. Презентации клиентам, поездки на переговоры с партнерами становятся слишком дорогим удовольствием, особенно в загруженном пробками мегаполисе. Половину из этих поездок можно спокойно заменить видеовстречами через Интернет. В-третьих, на перспективный сегмент вебинаров обратили внимание телекоммуникационные гиганты. Сейчас идет объединение телефонной инфраструктуры и видеоприложений, отмечают эксперты. Клиенты из крупных корпораций и небольших фирм требуют более интегрированных решений. Поэтому лидеры мирового телекома вынуждены либо самостоятельно развивать сервис видеокоммуникаций, либо покупать известных разработчиков в этой сфере. Так, несколько лет назад Cisco купила норвежскую компанию Tandberg, на тот момент игрока №1 в сегменте систем видеоприложений для малого и среднего бизнеса. Пример американцев оказался заразительным. И вскоре Logitech купила LifeSize, Microsoft — Skype, а Polycom — бизнес по видеоконференцсвязи HP. В прошлом году шороху наделал производитель телефонных станций Avaya, который за круглую сумму приобрел Radvision (специализируется на оборудовании для видеоконференций). Причем до этой сделки израильтяне из Radvision сами поглотили еще одного конкурента — Aethra. Разумеется, в нынешней ситуации не все могут себе позволить дорогие покупки. Некоторые производители телефонных станций, как например, Panasonic, и производители софта (3CX, Asterisk) сделали ставку на альянсы с разработчиками видеоприложений. Стараются не отставать от мировых тенденций и владельцы российских компаний. В конце прошлого года объединились в одну компанию два крупнейших провайдера видеосервисов — COMDI и Webinar.ru. Первая компания сильна в технологиях, а вторая — широко известна в секторе МСБ. «Задача поставщика IT-решений — дать бизнесу инструменты, с помощью которых тот сможет решать свои задачи быстрее и качественнее», — отметила руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С» Мария Правдина. Российские бизнесмены все чаще используют ВКС для проведения учебных семинаров, консультаций с экспертами из других городов и оптимизации своего рабочего распорядка дня. «Сегодня все больше отечественных компаний внедряют IT-систему для дистанционного обучения, — говорит Александр Койло, гендиректор компании NTEL. — Особенно это актуально для подразделений с большой текучестью кадров, например, call-центров. Там «текучка» может доходить до 30% в год. Для того чтобы не объяснять по 10 раз одну и ту же процедуру новичкам, компании внедряют системы дистанционного обучения. Также не всегда возможен выезд лектора в филиалы, и тут на помощь могут прийти видеоконференции: к примеру, лекция, проведенная через видеоконференцию e-works, сохраняется в формате SCORM, а затем легко загружается в систему дистанционного обучения в виде интерактивного курса. Кроме этого, через веб-сервер можно дистанционно провести экзамен или анкетирование». По мнению Александра Койло, видеоприложения актуальны не только для компаний, проводящих тренинги. Они приносят большую практическую пользу врачам. Так, сервер e-works позволяет по защищенным каналам одновременно консультировать пациента и советоваться с коллегой-врачом. Благодаря интеграции с PACS (архивирование изображений) и передачи данных в формате DICOM (медицинские изображения) доктор управляет файлом, например, УЗИ, выделяет интересующую область изображения, замедляет скорость просмотра или изменяет разрешение. Функционал модуля «Телемедицина» позволяет точнее диагностировать болезнь на расстоянии и принять решение о дальнейшем лечении пациента. Еще одно достоинство видеоприложения — оптимизация рабочего времени. Сервер e-works может также подключаться к телефонной станции и позволяет всем сотрудникам компании и ее руководителям видеть на мониторе компьютера статус каждого работника: он занят (разговаривает по телефону), участвует в видеоконференции (при желании другой сотрудник может тоже присоединиться) или отошел (об этом проинформирует спящий режим компьютера работника). Если необходимо связаться с подчиненным по срочному вопросу, руководитель кликает мышкой и соединяет его либо в видеозвонке, либо через телефонную станцию с рабочим номером или даже мобильником сотрудника. Т.е. речь уже идет не просто о видеоконференции, а о Unified Communication (объединенных коммуникациях). Возможность увидеть статус абонента АТС, набор номера в один клик, обмен мгновенными сообщениями и возможность собрать видеоконференцию — эти функции значительно экономят время, особенно в крупных корпорациях и в компаниях, имеющих обширную филиальную или партнерскую сеть. Справедливости ради надо сказать, что распространению видеоконференций и объединенных коммуникаций мешают старые стереотипы. «К сожалению, далеко не все владельцы малых и средних компаний понимают, что IT-системы существенно экономят расходы. И многие считают, что видеоконференция очень дорогое удовольствие для избранных. Некоторые предпочитают по старинке тратить сотни тысяч рублей на командировки, обучение персонала. Хотя дешевле купить недорогой сервер видеоконференций для малого бизнеса и навсегда забыть про эти потери. При этом не обязательно покупать, можно для начала арендовать сервер по модели SaaS, чтобы разобраться, нужна ли вам ВКС или нет», — заключил Александр Койло. |