фото: Александр Корнющенко
По состоянию на 25 февраля 2013 года по сравнению с 25 января средняя ставка по программам автокредитования на 6 и 7 лет снизилась на 0,73% и 0,78% соответственно. Сегодня за долгосрочные автокредиты российские банки просят соответственно 20,3% и 10,2%. Долгосрочные автокредиты начали дешеветь еще в январе, но сейчас темп снижения ставок по ним заметно ускорился и достиг наибольших значений за последние 12 месяцев. По краткосрочным автокредитам—на 1-3 года—ситуация иная. В феврале удешевление оказалось незначительным; всего 0,23%. Сегодня средняя плата за краткосрочный автокредит составляет 17,47% годовых. Однако, осенью прошлого года она зашкаливала за 18%, так что снижение все же есть. Причем сильнее всего краткосрочные автокредиты дешевели в январе (на 0,3%). По среднесрочным автокредитам—на 3-5 лет—ставки не меняются. Уровень 19,7-20,0% стоит, как влитой. Не сезонность ли это? Нет, поскольку сезонное падение ставок на автокредиты случается обычно глубокой осенью—в ноябре. После новогодних праздников и в преддверии весны желание купить или поменять автомобиль у потребителей наоборот просыпается. Однако, нынешний сезон стал исключением: осенью ставки упали незначительно, зато сейчас темп падения ускоряется. Производители и продавцы автомобилей связывают происходящее с серьезным (уже на 7% против обычных сезонных 3,5-4%) падением спроса. В 2012 году действовал фактор удовлетворения отложенного из-за кризиса спроса. Теперь он кончился: кто хотел купить машину, сделал это в прошлом году, пусть даже и осенью. Новой волны спроса на авто не наблюдается, да ей и неоткуда взяться. Трехгодичная динамика соотношения инфляции и темпа роста зарплат (инфляция: +19%, зарплаты: +15%) говорит о том, что накопить на первый взнос и выплаты по автокредиту людям стало сложнее. Да и вкус к потреблению дорогостоящих товаров длительного пользования это соотношение отбивает. Конечно, банки будут сопротивляться до последнего, о чем и говорит «замораживание» ставок по среднесрочным кредитам. Но для сегмента дорогих машин, продаваемых в долгосрочный кредит и для мало популярных краткосрочных кредитов движение налицо. Можно посоветовать желающим приобрести автомобиль в кредит подождать. Когда банки убедятся, что весенний всплеск спроса оказался незначительным, они всерьез задумаются над снижением ставок по всему спектру автокредитов. К осени трехгодичный автокредит под 14% годовых может стать реальностью, как это было в 2007-м. |