Проверка Счетной палаты, инициатором, которой, как известно, выступил новый мэр Москвы Сергей Собянин, показала, что всего за три года (2008—2010 гг.) на транспортный комплекс Москвы было израсходовано 574 млрд. руб. Распоряжались бюджетными средствами пять департаментов, два ГУПа, три управления и акционерное общество. Они-то и допустили нарушения бюджетного законодательства на 215 млрд. руб. “Это как раз тот случай, когда у семи нянек дитя без глаза”, — прокомментировал Рябухин. Больше всего нарушений — на сумму свыше 117 млрд. руб., по словам аудитора, было связано с государственными и муниципальными закупками. Например, контракты с Москапстроем заключались городом вне конкурсных процедур, без указания сроков и стоимости работ. 59 млрд. руб. правительство Москвы потратило на бюджетные инвестиции, которые предоставлялись в обход установленного порядка. За счет этих средств были профинансированы объекты, не включенные в адресную инвестиционную программу. Тогда как правильный регламент такой: сначала внеси стройки в перечень, утверди его в Мосгордуме и только потом финансируй. Кроме того, Счетная палата выявила нарушения на 24 млрд. руб., связанные с несоблюдением принципа эффективности использования бюджетных средств. “Речь идет о незавершенных объектах строительства или объектах, построенных, но не введенных в эксплуатацию в течение двух лет”, — пояснил Сергей Рябухин. Еще 2,3 млрд. руб. мэрия, согласно отчету аудиторов, потратила на стройки, которые должно было финансировать ОАО “РЖД”. Нецелевых расходов контролирующее ведомство обнаружило на сумму 10,8 млрд. руб. Причем все они связаны с авиакомпанией “Атлант-Союз”. К примеру, ей был выдан бюджетный кредит в размере 830 млн. руб. на приобретение воздушных судов, которые так и не были куплены. А 8,8 млрд. руб. субсидий авиакомпания потратила на свою текущую деятельность. Иными словами: город за счет налогоплательщиков несколько лет содержал частную структуру. Рябухин заявил, что схему растрат бюджетных средств “Атлант-Союзом” без привлечения правоохранительных органов проследить невозможно. Очевидно, что самолеты не были закуплены. Видно, что деньги ушли в офшор. А вот в чей карман они пошли дальше, аудиторы выяснить не могут. “Мы передадим материалы проверки в Генпрокуратуру, и там будут разбираться”, — пообещал Рябухин. Вместе с тем, по словам главы Контрольно-счетной палаты Москвы Виктора Двуреченских, нецелевое расходование средств не всегда приводит к уголовному преследованию нарушителей. В качестве примера он привел ситуацию с детским садиком, который построил в Московской области Мосгортранс. По закону эта стройка должна была финансироваться из прибыли предприятия, а она финансировалась из других источников. “Нецелевая трата средств налицо, но я крайне сомневаюсь, что кто-то будет за это преследоваться”, — сказал Двуреченских, добавив, что в стране все решают “следствие и суд”. Василий Кичеджи, который возглавлял Департамент транспорта и связи и входил в совет директоров “Атлант-Союза”, заявил “МК”, что не видит никакой связи между претензиями Счетной палаты и своей деятельностью. “Мы все делали по закону и четко выполняли решения правительства Москвы, включая постановления о предоставлении субсидий”, — уверен Кичеджи. По его словам, нынешние проверки транспортного блока “делаются для пиара”. О закупке самолетов г-н Кичеджи ничего сообщить не смог, так как эта история произошла до его назначения в департамент. “Надо проверять 2007—2008 годы. Вот там действительно могли быть махинации, а у нас все чисто”, — посоветовал аудиторам экс-чиновник. По итогам проверки представители Счетной палаты пообещали снабдить правительство Москвы рекомендациями, которые помогут чиновникам повысить эффективность работы транспортного комплекса столицы. По мнению аудиторов, маршруты наземного пассажирского транспорта должны разыгрываться на конкурсах, новые ветки метрополитена строиться от начала до конца, станции возводиться по типовым проектам, а объекты ГО, строящиеся вместе с подземкой, финансироваться государством. |