фото: Геннадий Черкасов
Закон «О Центральном банке РФ» обязывает Банк России регулярно публиковать отчеты о денежно-кредитной политике. Но не оговаривает, насколько оперативно ЦБ должен это делать. Закон говорит, что публиковать нужно не реже раза в год, но не запрещает ЦБ отчитываться чаще. До сегодняшнего дня практика была такова: ЦБ в мае или июне представлял Госдуме годовой отчет о денежно-кредитной политике. Госдума принимала его к сведению (таков порядок). Затем отчет публиковался в «Вестнике Банка России» (ВБР). Месяца через два, поскольку отчет большой и в текущий частично сверстанный номер обычно не влезал. Еще через месяц экземпляр ВБР с отчетом становился доступен в электронном виде на сайте ЦБ. Так что, формально нельзя говорить о том, что ЦБ опубликовал отчет впервые (тем более, это не отчет, а доклад). Тем не менее, существенно изменилась форма подачи материалов и резко возросла оперативность. Ведь доклад ЦБ касается 4-го квартала 2012-го, то есть прошло-то всего ничего. К тому же периодичность публикации заявлена ежеквартальная. Что, само по себе неплохо: теперь можно ознакомиться с материалами заседаний совета директоров ЦБ и его видением процессов в экономике в оперативном режиме. Но ЦБ ничего просто так не делает, тем более не меняет устоявшихся десятилетиями форм. Думается, что оперативность доклада вызвана дискуссией, которая разгорается сейчас в правительстве между Минфином (и поддерживающим его ЦБ) и Минэкономики. Например, еще в конце октября прошлого года замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач утверждал: «Проводимая в России денежно-кредитная политика является фактором замедления экономического роста, тогда как повышение ставок ЦБ себя не оправдало. Оно не оказывает сдерживающего влияния на инфляцию, поскольку она определяется в основном факторами, не зависящими от ЦБ и денежной политики». Тем не менее, прежде всего под давлением Минфина было принято бюджетное правило, еще более ужесточающее денежно-кредитную политику. То есть, ведомство Антона Силуанова и ведомство Сергея Игнатьева здесь заодно. 4 февраля в Сочи Силуанов заявил, что Минфин против предложения Минэкономики о создании Фонда развития за счет сокращения отчислений в Фонд национального благосостояния (ФНБ). «Если мы пойдем по этому пути, то, по сути, мы увеличим расходы, потому что ФНБ пойдет в бюджет и будет увеличивать расходы. Соответственно, мы отступим от наших правил не увеличивать ненефтегазовый дефицит, он и так у нас большой. Мы не согласны с таким подходом»,--сказал министр. Напомним, что Фонд развития предлагается учредить на базе «спящего» с 2008 года бюджетного Инвестиционного фонда, а наполнять его – за счет нефтегазовых доходов после того как Резервный фонд наберет 5% ВВП. Согласно же нынешнему бюджетному правилу, дополнительные нефтегазовые доходы идут в Резервный фонд, а после достижения им лимита 7% ВВП перечисляются в ФНБ и на инфраструктурные проекты в соотношении 50 на 50. Таким образом, Минфин «за» строгое выполнение действующего бюджетного правила. «Надо ставить перед собой задачи снижения инфляции до 3-4%, к 2018 году вполне это реально»,--обозначил главную на его взгляд экономическую проблему Антон Силуанов. А ранее, 31 января на расширенном заседании правительства, о том же говорил и глава ЦБ Сергей Игнатьев. «При условии выполнения заявленной бюджетной политики, прежде всего бюджетного правила, инфляция в РФ может снизиться до 6-5-4 и менее процентов»,--заявил он. Тем самым ЦБ хочет добиться устойчивой инфляции менее 4% не к 2021 году, как предлагает Минэкономразвития, а к 2018-му. Для чего он ужесточает денежно-кредитную политику и держит высокой ставку рефинансирования и другие ставки в экономике. Вот и в опубликованном докладе ЦБ от 5 февраля отмечается: «В первой половине 2013 года инфляция с высокой вероятностью будет превышать установленный целевой диапазон 5-6%. В 1-м квартале возможно краткосрочное повышение годовой инфляции, обусловленное прежде всего динамикой цен на продовольствие на фоне низкой статистической базы предыдущего года». С другой стороны, на ЦБ идет достаточно сильное давление со стороны правительства и администрации президента с тем, чтобы жесткую денежно-кредитную политику оставить, но все же немножечко смягчить. Так, президент Владимир Путин в январе отмечал, что «экономике страны не хватает внутреннего спроса и внутренних инвестиций». А премьер Дмитрий Медведев обнаружил, что бюджетное правило мешает поддержке отечественных сельхозпроизводителей. «При всем уважении к бюджетному правилу…, мы природе не сможем сказать: мы сейчас кое-чего тут поменяем, а после этого будет сеять. Нет, коллеги, нам придется эти решения принять сейчас. Даже если мы в настоящий момент придем к выводу, что часть из них по каким-то причинам хромает»,--заявил премьер-министр 5 февраля. В ответ на давление ЦБ в докладе мягко фрондирует. «Совокупный спрос, как ожидается, и в 2013 году не будет оказывать повышательного давления на инфляцию. Сдерживающее влияние на темпы роста внутреннего спроса могут оказать: слабая динамика инвестиций в основной капитал, замедление темпов увеличения спроса на кредитные ресурсы, снижение роста реальных доходов и потребительской уверенности населения»,--говорится в документе. Как говорят философы: одновременно—не значит «потому что». Изменение формы отчетности ЦБ по денежно-кредитной политике и переход к ежеквартальным докладам именно сейчас может быть случайным совпадением. Но это то совпадение, которое «следовало бы выдумать», если бы оно не случилось. Ведь 12 февраля должно состояться очередное заседание совета директоров ЦБ, где вновь будет обсуждаться вопрос ставки рефинансирования. У Минэкономики своя правда. Потому что, о каких инвестициях и стимулированном ими спросе может идти речь, если ставки по кредитам вдвое превышают инфляцию (14% годовых против 6,5%)? Это для крупного бизнеса; для мелкого не бывает кредитных ставок менее 18-20% (три инфляции). А по потребительским кредитам доходит и до 60% годовых (даже сравнивать с инфляцией страшно). Только займись в России бизнесом: будешь на банки работать; вся прибыль в проценты уйдет. Но ставки таковы, во многом потому что условия первичного кредитования (ставки по кредитам ЦБ для коммерческих банков) очень жесткие. На это ЦБ достаточно аргументированно возражает (в том числе, в докладе), что при смягчении денежно-кредитной политики резко ускорится инфляция. То есть, не ставки по кредитам не упадут, а лишь инфляция вырастет. Но, по слухам, из-за давления со стороны правительства ставка рефинансирования 12 февраля все-таки может быть немного снижена с нынешних 8,25%. От этого обычные граждане могут выиграть, получив более мягкие условия кредитования. |