фото: Александр Полунин
Внесенный депутатами Игорем Лебедевым и Ярославом Ниловым (ЛДПР) законопроект предлагает признать утратившими силу положения ст. 12 Закона об ОСАГО: «Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством РФ. При этом на эти комплектующие изделия не может начисляться износ свыше 80% их стоимости». В пояснительной записке отмечается: «Поправки направлены на устранение противоречий в законодательстве, связанных со сложившейся негативной практикой применения амортизационных коэффициентов, учитывающихся при восстановительном ремонте ТС». Компенсации по ОСАГО действительно копеечные. Страховые компании занижают стоимость поврежденных деталей. Царапина на крыле приводит к тому, что оно считается изношенным на 80%. Страховые компании часто имеют «свои» автосервисы, где им легко выдают справки, что деталь стоит 2 коп. Но при попытке автовладельца ее там купить неизменно оказывается, что двухкопеечные «вчера кончились» — извольте заплатить 2 руб. Случаи, когда стоимость комплектующих отличается от рыночной в десятки раз, — реальность. В результате выплаты по ОСАГО не покрывают стоимость ремонта, а автовладельцы считают ОСАГО «еще одним налогом в пользу частных лиц». Внесенный законопроект позволяет ситуацию немного поправить. К сожалению, он также провоцирует криминал на расширение автоподстав. Есть опасение, что с отменой коэффициентов износа мошенники на автохламе будут чаще намеренно устраивать ДТП с последующим вымогательством у жертвы средств на восстановление до состояния новой машины. Существует второй законопроект, устраняющий эту ситуацию. Он наделяет автолюбителя правом самостоятельно выбирать: деньги или ремонт за счет страховой. Сейчас правом выбора наделены лишь страховщики, что создает дискриминацию. Например, владелец не хочет побывавшее в ДТП авто восстанавливать, а желает сдать его в утиль за 50 тыс. руб. + деньги по ОСАГО — а ему навязывают ремонт. Если оба законопроекта будут приняты одновременно, это станет шагом государства в пользу автовладельцев против страховых компаний, а бандиты не получат стимула. Но о комплексном рассмотрении можно только мечтать. Впрочем, источники «МК» в Госдуме не исключают того, что оба законопроекта об ОСАГО (как уже официально внесенный, так и подготовленный к этому) все же будут рассмотрены в ходе этой весенней сессии. |