фото: Сергей Иванов
Законопроект внесли депутаты фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Ярослав Нилов. Они предлагают признать утратившими силу положения статьи 12 закона об ОСАГО, в которых говорится, что: «размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном правительством РФ. При этом на эти комплектующие изделия не может начисляться износ свыше 80% их стоимости». В пояснительной записке авторы отмечают, что: «поправки направлены на устранение противоречий в законодательстве, связанных со сложившейся негативной практикой применения амортизационных коэффициентов, учитывающих при восстановительном ремонте транспортного средства». «Владелец транспортного средства, заключивший договор со страховой компанией, вправе рассчитывать на полное возмещение ущерба, связанного с восстановлением поврежденного транспортного средства в результате ДТП. Однако на практике страховые компании возмещают не реальный ущерб, а, опираясь на действующее положение об учете износа, выплачивают страховые суммы владельцу транспортного средства, которые не могут и на 50% компенсировать затраты на восстановительный ремонт»,--подчеркивают авторы суть документа. Противоречие действительно есть, и оно вот в чем. Как известно, автомобили имеют очень разную стоимость. Даже если не брать сверхдорогие машины и автоэкзотику, по улице города вполне могут ехать рядом серийные автомобили, отличающиеся по цене в 100 раз ($2 тыс. и $200 тыс.). И не просто ехать, а «встретиться» в ДТП. Первоначально механизм ОСАГО был рассчитан на выравнивание. Грубо говоря, чтобы владелец Mersedes Brabus не убивал и не «ставил на счетчик» стукнувшего его владельца старых «Жигулей», как это часто происходило в «лихие 90-е». Теоретически обязательная страховка как раз и предназначена для решения такого рода конфликтов: ее должно хватить, чтобы каждый автовладелец восстановил своего «железного коня» до состояния, предшествующего ДТП. Коэффициенты износы были придуманы для того, чтобы ушлые автовладельцы не пытались нажиться и за счет ДТП отремонтировать свой рыдван. На практике, однако, в России палку перегнули. Слишком мягкие, «социальные», ставки ОСАГО плюс неудержимое желание страховых компаний заплатить поменьше привели к тому, что выплаты по обязательной страховке затраты на ремонт не покрывают. И чем дороже машина, тем разрыв между выплатой по страховому случаю и фактической ценой ремонта больше. Внесенный законопроект призван его сократить. Но радоваться рано. Потому что отмена коэффициентов износа неизбежно приведет к еще более широкому распространению автоподстав на дорогах. Напомним, что этим термином называется специально организованное или спровоцированное ДТП. Жертвой обычно является владелец дорогого автомобиля. После происшествия на него оказывается мощное психологическое давление с целью «договориться по-хорошему». И отдать преступникам сумму гораздо большую, чем стоимость «подставленного» ведра с гайками (называть это автомобилем язык не поворачивается). Промышляют таким криминальным «бизнесом» обычно этнические преступные группировки. Жертва автоподставы обычно оказывается одна против четырех громко кричащих и весьма темпераментно жестикулирующих людей южного колорита—тут любой дрогнет. Теперь представим, что инициатива депутатов воплощена в жизнь, законопроект принят. Согласно ему, «подставленный» рыдван нужно восстановить не до состояния «до ДТП» (когда из него детали сыпались, и днище отваливалось), а до кондиций нового авто. Для преступников это именины сердца—выгода от автоподставы возрастает на порядок. А мошенники не дураки: ровно в той же пропорции возрастет и количество автоподстав. Притом, что ГИБДД и полиция и с имеющимся уровнем преступности на дорогах не справляются. У организованных преступных групп (а автоподставами занимаются именно они) обычно находятся высокопоставленные покровители в силовых структурах. Особым шиком в этой среде считается «развести москвича», о чем не понаслышке знают многие, выезжающие на автомобилях на дачи в соседние области. Жертвой является автомобиль с московскими номерами; автоподставщик—местный, а представитель ГИБДД—тоже местный—сам уговаривает жертву «разобраться по-хорошему». К сожалению, такие случаи реальны. Помимо увеличения количества автоподстав, принятие законопроекта может создать новое качество этих преступлений. Бандам автоподставщиков станет весьма выгодно иметь «своих людей» в страховых компаниях. А спрос рождает предложение. Будем надеяться, что здравый смысл возьмет верх, и «новогодний подарок» мошенникам наши законодатели делать не станут. Хотя, законотворческая деятельность нынешней Думы оставляет все меньше поводов для оптимизма. |