Виктор КОСТЮКОВ, аналитик компании «Алгоритм». - Что ожидать покупателям бензина в 2013 году? - В 2013 году прекращается выпуск топлива стандарта «Евро-2». Для Москвы это не принципиально. Близлежащие к столице заводы давно уже полностью перешли навыпуск «Евро-4» и «Евро-5». Но за счет запрета с внутреннего рынка выпадет примерно 1 млн. тонн нефтепродуктов. Впрочем, эта величина не столь критична. И мы можем тут надеяться на наших соседей белорусов. Они могут поставить на наш рынок достаточное количество топлива. Надо сказать, что российские заводы повысили производство бензина в 2012 году примерно на 2 млн тонн. В 2011-ом на внутренний рынок было выпущено 32,5 млн. тонн бензина, а в 2012 — 34,6 млн тонн. На 2 млн. тонн больше. Это рост на 6%. При этом, парк автомобилей растет на 2% в год. Запас в этом смысле хороший. - А что все-таки будет с ценами? - Я не думаю, что будут какие-то ценовые взрывы. Тому есть несколько препятствий. Первое — цена на нефть, как основная составляющая в цене нефтепродуктов. 19 декабря страны-члены ОПЕК собирались на очередное совещание. Они заявили, что заинтересованы в цене на нефть в 2013 году примерно в $100 за баррель. А около $100 — это по сути дела и есть нынешняя цена. И при ее колебании ОПЕК будут применять обычные методы регулирования: наращивание или сокращение добычи. Картель контролирует 35% мирового рынка нефти, поэтому я думаю, что они смогут сдержать свои слова. В этом смысле я не ожидаю крутых изменений в 2013 году. Трудно сказать как сложится с возможным глобальным кризисом. Но, по крайней мере, я его не ожидаю. Скорее всего, все обойдется без резких потрясений, как с европейскими проблемами в этом году. Оптовые цены на бензин непривычно снизились к концу этого года. Но дважды в нынешнем году, в январе и июле, повышаются топливные акцизы. В январе-марте, когда спрос на бензин вялый, на ценах это не отразится. Но уже к апрелю-маю рост акцизов будет отыгран в полной мере. - Можно сказать, сколько будет стоить литр бензина к концу 2013 года? - Акцизы в этом году прибавят к стоимости литра в рознице примерно 2 рубля. Если на конец 2012-го литр АИ-92 в Москве стоил 28,50 руб., то на конец 2013 он будет стоить 30,50. То же самое и с АИ-95. Он подорожает примерно до 33,20 рублей. Плюс-минус 50 копеек. - А с регионами будет сильная разница? - Если литр АИ-95 в Москве в конце года стоил 31,20 руб., то в среднем по России его покупали по 30,63 руб. То есть разница 50 копеек. Я думаю, она сохранится на том же уровне. - По Вашему россияне платят справедливую цену за бензин? - В России около 50% стоимости бензина — это налоги. В Западной Европе эта цифра доходит до 60-70%. А есть крупные нефтедобывающие страны, которые датируют бензиновые цены: Иран, Ирак, Саудовская Аравия. Это просто разница в подходе государства. По соотношению цен на бензин и средних зарплат, цены у нас не самые болезненные. Мы стоим примерно во второй десятке стран по показателю «болезненности». Ведь посмотрите, даже в периоды резко возрастающих цен на бензин, его потребление не снижалось. - В России сейчас собираются выделять больше денег на строительство дорог. Это как-то повлияет на бензиновый рынок? Сколько бы денег ни выделяли, дорог у нас серьезно не прибавляется. Все разворовывают. И по поводу будущего у меня такое впечатление, что ситуация повторится. По крайней мере эти пробки, которые образовались при первом же снегопаде, даже на федеральных трассах свидетельствуют о том, что деньги в строительство дорог не доходят. Их не то что не ремонтируют и не расширяют. Их даже почистить вовремя не могут. Поэтому тут говорить о каком-то влиянии бесполезно. Тем более, что к подобным сопоставлением нужно относиться крайне осторожно. |