Евро-2012, как известно, приняли сразу две страны: Украина и Польша. По четыре города в каждой. Стадионы в соседней стране были выше всяких похвал. Но заметить вспышку местного ВВП экспертам не удалось. Поэтому мы заинтересовались экономическими итогами ЧЕ-2012 именно в Польше. К тому же польский МИД специально пригласил посетить четыре города, где принимали футболистов и их многочисленных болельщиков: Варшаву, Гданьск, Вроцлав и Познань, делегацию региональных и муниципальных чиновников из 11 российских городов, хозяев ЧМ-2018: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саранска, Ростова-на-Дону, Сочи, Казани, Калининграда, Волгограда, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. По их маршруту прошлась и совсем небольшая группа российских журналистов, включая корреспондента «МК». Чудеса экономики (или точнее польской экономии) начались сразу же, как только мы прилетели в первый «футбольный» город — Гданьск. Для лучшего понимания ситуации надо напомнить, что этот порт на Балтийском море долгое время находился поочередно под властью Тевтонского ордена, затем Пруссии, а потом Германии. Немцы называли его Данциг (что означает «место на воде»). Между двумя мировыми войнами Данциг находился под управлением Лиги наций. И только после Второй мировой войны Гданьск (поляки всегда считали его своим городом) окончательно отошел к Польше. В послевоенное время Гданьск прославился, во-первых, тем, что там родился и до сих пор живет лидер независимого от постсоветских коммунистических властей профсоюза «Солидарность» и первый президент посткоммунистической Польши Лех Валенса. А во-вторых, жители Гданьска уверены, что именно у них и начала рушиться мировая социалистическая система. В 1970 году рабочие верфей подняли забастовку. Протестующих расстреляла милиция. Серый бронетранспортер-убийца так и остался на месте кровавой расправы. Сейчас на этой площади открыт музей всем противникам социализма в Европе. Вот только про расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году устроители музея узнали только от меня. Какая-то избирательная забывчивость.
Не случайно построенный прямо к Евро-2012 новый гданьский аэропорт был назван именем Леха Валенсы. Он может обслуживать более миллиона пассажиров в год. Столько полумиллионному Гданьску не нужно. Но в польском поморье живет уже до 12 млн человек. И «Лех Валенса», естественно, рассчитан на весь этот регион. Но все равно кое-что остается и для соседнего Калининграда. Гданьские власти сейчас активно лоббируют отмену виз для всех калининградцев — пусть пользуются их новомодным аэропортом, а не устаревшим своим. «Лех Валенса» действительно хорош не только своим удобством, но и архитектурой. Он напоминает одновременно и старую барку, и современный космический корабль — в основу здания из затемненного стекла заложены стальные балки, сильно напоминающие корабельные шпангоуты. Но что особенно потрясает, так это сверхсовременная аэродромная техника. Впадаешь просто в ступор, когда видишь немецкую пожарную машину, которая сама может разрезать любой самолет на части, чтобы быстрее можно было бы спасти пассажиров. Но и стоит она запредельно — 1,2 млн евро. Не случайно таких аппаратов в Польше всего три.
В общем, с воздушными воротами в футбольный Гданьск теперь все нормально. И строительство его, кстати, обошлось по современным меркам не так уж дорого — около 200 млн евро. Но из аэропорта надо еще добраться до центра города, а затем и до самого стадиона. Транспортную проблему гданьские власти решили сразу на трех уровнях. К самому аэропорту ходят помимо такси городские автобусы, тем более что он расположен сравнительно недалеко от самого города. Но чтобы было удобнее и быстрее, к Евро-2012 было вдвое расширено шоссе, ведущее к «Леху Валенсе», густой реликтовый лес при этом не пострадал. В самом городе были возведены несколько новых транспортных развязок, ведущих к стадиону без всяких светофоров. За все это заплатили городские власти. Пришлось взять кредиты. Впрочем, в Европе они не дорогие — не более 5—6 процентов годовых. Реконструировали на деньги польского МПС и городскую железную дорогу. Раньше там ходили давно устаревшие и в моральном, и в физическом плане вагоны. Теперь все сверхсовременно. Есть и интересная придумка: во время матчей или концертов звезд на стадионе «Янтарь» туда ходит спецэлектричка — пяти минут достаточно. Доставка — бесплатно. Достаточно билета на матч или концерт. Но меня больше удивил новый городской трамвай. Он функционирует только на выделенных линиях, фактически напоминает легкое метро. Сцепка незаметна, полы низкие, рассчитанные на инвалидов, наконец, вагоны двигаются быстро и абсолютно бесшумно. Произвели новый трамвай в самой Польше. И что особенно важно — почти полностью все работы оплачены Еврокомиссией. Дело в том, что Брюссель активно борется за чистый воздух. Для чего финансирует все европроекты замены городских автобусов трамваями (но не столь популярными у нас троллейбусами). Но добраться до евроказны не так-то просто. Оплачивается максимум 85% работ. Остальное надо найти у себя. И первому начать что-то делать. Только через год-два приезжает комиссия из Брюсселя, и если ей все нравится, то только тогда деньги из Брюсселя бьют фонтаном. Так вот, из стран Восточной Европы — членов ЕС добиться существенного финансирования реформы городского транспорта удалось только Польше. И Евро-2012 полякам помог в этом деле решающим образом. В итоге получился следующий расклад. По данным польского МИДа, в целом ЕВРО-2012 обошелся местным бюджетам всех уровней в 26 млрд евро. Кстати, это по номинальному курсу около 1 трлн рублей, «съеденных» только четырьмя городами с их стадионами, аэропортами, железными дорогами и общественным транспортом. А у нас городов-хозяев ЧМ-2018 — целых 11. То есть в два с половиной раза больше. А значит, и денег придется потратить, как минимум, на столько же больше — 2,5 трлн рублей. И это еще без всяких откатов, которые в Польше давно не приветствуются. На собственно стадионы было затрачено лишь 1 млрд евро (половина суммы пошла на самый вместительный — Варшавский). Остальное съела транспортная инфраструктура. Но профинансирована она была на 70—85% Брюсселем! Жаль, что Россия не член Евросоюза. Придется тратить исключительно свои деньги. Но здесь не стоит забывать, что рывок в инфраструктуре принес Польше два дополнительных процента прироста ВВП. В случае с нашей страной эти два процента принесут до 1,5 трлн рублей. Выгода налицо. Хотя надо покрыть еще не менее 1 трлн. Но это можно будет сделать потом, уже после мундиаля. И в этом случае также пригодится польский опыт. Рядом со стадионами они на деньги союзов предпринимателей, а также за счет бюджетных средств (как в Варшаве) возвели современные бизнес-центры. Например, в Гданьске в таком центре насчитывается 12 тысяч кв. метров полезной площади. Строительство стоило около 1 млрд рублей (100 млн злотых). Там даже разместили обслуживающий персонал стадиона. Вот таким получилось экономическое «Чудо на Висле». Поляки, кстати, очень хотят перенести его на Неву, Москву-реку и Волгу. |