фото: Геннадий Черкасов
По данным Спирина, с января по октябрь 2012 года отечественным пивоварам удалось произвести 805 млн далл пенного напитка (за весь 2011 год этот показатель составил 994 млн далл, в 2010 - 977 млн). Но в рознице в этом году уже оказалось продано продано 888 млн далл, ожидается, что к концу декабря эта цифра возрастет до 1 млрд далл. Даже есть учитывать прошлогодние запасы, теневой рынок пива вырос до 10%, уверен Спирин. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз проводил собственные подсчеты роста объемов нелегально реализуемого пива. «По моим данным, доля теневого рынка пива в этом году пока составила только 7%. Тем не менее, тенденция присутствует. Разница между произведенным и проданным пивом увеличивается год от года, и это дело рук наших отечественных компаний. Если в 2007 года пять крупнейших международных пивоварень удерживали 95-97% всего рынка, то сейчас их доля составляет только 86%. Большинство нелегального пиво продается в разлив», - сообщил «МК» эксперт. По мнению Дробиза, виной всему агрессивная акцизная политика государства. «За последние пять лет налоговые сборы с пивоваров выросли в 4 раза. Если с одного литра пива в 2007 году они платили только 3 рубля, то в этом уже 13 руб., в следующем - 15 руб, а в 2014 - все 18 руб. Такие темпы роста акциза и способствуют развитию теневого рынка. Проблема это останется до тех пор, пока у нас не появится легальный алкоголь для малоимущих. Ведь, если сравнить наши минимальные зарплаты с европейскими, отечественная спиртная продукция оказывается несоразмерно дорога», - приводит свои доводы эксперт. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), число регулярно выпивающих россиян с 2009 года существенно сократилось. Социологи связывают это с проводимой правительством борьбой с алкогольной угрозой. Согласно исследованию ВЦИОМ, доля регулярно выпивающих россиян сократилась с 8% в июле 2009 года до 5% в ноябре этого года. Кроме того, возросла доля граждан, которые заявляют, что совсем не употребляют алкоголь – с 24% до 33% за тот же период. Интересно, что практически каждый пятый (18%) опрошенный заявил о том, что не мог приобрести алкоголь по причине запрета на его ночную продажу. При этом респонденты все же находили выходы из такой ситуации: 21% знают места, где алкоголь можно приобрести в любое время, а 25% полагались свои запасы или помощь знакомых. И только 2% опрошенных предпочитали пить алкогольные напитки в барах. Выражая свое отношение к запрету, половина респондентов считают, что он не помог сократить потребление алкоголя в их городе. Противоположной точки зрения придерживаются 43%. |