Стоит ли спасать миллион россиян?

Стоит ли спасать миллион россиян?













фото: Наталия Губернаторова





В новом бюджете, о чем не раз писал «МК», денег на здравоохранение толком не хватило – во многом из-за увеличения военно-силовых трат. Министр Скворцова, конечно, не стала развивать эту скользкую (в связи со скандалом в Минобороны) тему, но названные ею цифры говорили сами за себя. «Бюджетный» сценарий финансирования здравоохранения, по ее словам, предполагает фактическое снижение трат по сравнению с размером ВВП. В 2013 году - 3,4% ВВП, в 2015 году - уже 3% ВВП, а в 2020 году останется только 2,5% ВВП.

- Бюджетный сценарий содержит существенные риски недостижения к 2018 году показателей, установленных указом президента, - предостерегла Скворцова, и все присутствующие в этот момент наверняка вспомнили выговоры от президента, которыми Владимир Путин не так давно наградил несколько министров за невыполнение собственных указов. После чего один из «адресатов» Олег Говорун, напомнил, уволился.

Но дело, конечно, не только в недовольстве президента Путина, оставит он за собой к тому времени этот пост или нет. «Снижение финансирования скажется на уровне доступности и качества медпомощи, снижении удовлетворенности населения медпомощью и качеством жизни», - сообщила Скворцова.

И вытащила «из рукава» второй – модернизационный – сценарий реализации госпрограммы. Он предлагает удвоенное финансирование: если согласно бюджетному сценарию на здравоохранение в 2020 году будет потрачено 3,4 трлн рублей, то согласно модернизационному – 6,5 трлн. И эти деньги, надеется она, позволят «качественно изменить отечественное здравоохранение».

А затем министр сделала сильный ход – поставила на кон жизни россиян.

- Различие реализации госпрограммы по бюджетному или модернизационному сценарию состоит в числе сохраненных жизней - к 2020 году различие составляет 1 млн 100 тысяч жизней россиян, - без обиняков сообщила она.

Кабмин приступил к прениям по этому поводу. «Хранитель казны» Антон Силуанов вынужден был в очередной раз объяснять, что бюджет не резиновый и попытался спустить мечтателей о больших тратах на землю. В связи с этим глава Минфина, конечно, призвал, взять за основу «дешевый» бюджетный сценарий. А чтобы исполнить указ президента можно ведь и «подкорректировать показатели программы», предложил хитрый ход он. Предположим, можно поставить целью спасение меньшего количества человеческих жизней – тогда и денег на реализацию потребуется меньше.

Можно, конечно, надеяться на появление неких дополнительных ресурсов, сказал Силуанов. Но делать это настоятельно не советовал.

Вице-премьер Аркадий Дворкович был возмущен: «Расходы на здравоохранение в процентах к ВВП снижать нельзя ни в коем случае. Более того, их надо наращивать». Он, впрочем, рассчитывает не только на бюджет – увеличивать финансирование здравоохранения можно за счет частных расходов, напомнил Дворкович. Хотя это, конечно, всего лишь надежда.

Вице-премьер не стал и полностью поддерживать и модернизационный сценарий, сообщив, что не знает, «действительно ли нужны такие средства, как предлагает Минздрав».

Первый вице-премьер Игорь Шувалов тоже высказал надежду на частные средства, а также деньги тех, кто пользуется услугами добровольного медицинского страхования. Также он сообщил, что в ближайшие годы фонд обязательного медицинского страхования получит значительные средства для модернизации здравоохранения. Правда, средств ОМС на все, конечно, не хватит, признал он. «Для отдельных программ, которые являются особо капиталоемкими, нам придется, конечно же, изыскивать дополнительные средства». И тут без бюджетных средств не обойтись, сказал Шувалов: например, для финансирования ядерной медицины.

Медведев, выслушав спорщиков, поддержал Аркадия Дворковича, отвергнувшего бюджетный сценарий. Вопреки рекомендации Силуанова, премьер все же решил надеяться на возникновение дополнительных источников финансирования. Так что он пошел даже дальше Дворковича, поддержав модернизационный сценарий (все таки ранее, еще будучи президентом, провозгласил курс на модернизацию в стране). «Надо ориентироваться на продвинутый сценарий развития здравоохранения», - вынес вердикт Медведев.

- Просто иного наши люди не поймут, - добавил он.

В итоге, чтобы и население поняло, и бюджет не «лопнул», правительство сошлось на компромиссном варианте. «Члены правительства приняли решение о не просто одобрении программы, а об одобрении ее реализации по модернизационному сценарию с возможностью корректировки в течение последующих лет в зависимости от ситуации и в мировой, и в национальной экономике», - сообщила Вероника Скворцова на брифинге по окончании заседания правительства. Интенсивными поисками дополнительных денег правительство займется в 2013-2014 годы, предсказала она.

Так что спасение дополнительного миллиона человеческих жизней пока осталось под вопросом.

Госпрограмма обеспечения россиян жильем до 2020 года, также рассмотренная на заседании правительства, показалась Дмитрию Медведеву нереальной и была отправлена на доработку. Минрегион, представивший документ на заседании правительства, вволю помечтал. По задумке, средняя стоимость квадратного метра в течение шести лет должна уменьшиться на 20%, а через восемь лет не менее половины россиян смогут позволить себе купить жилье – в кредит или без. Методы, предложенные авторами программы, новизной не отличались. Во-первых, больше строить жилья экономкласса – не менее 25 млн кв. метров в год. Правда, на фоне общего объема строительства, который чиновники хотят довести до 120 млн «квадратов», это все равно выглядело каплей в море. Другой отнюдь не новый рецепт от Минрегиона – снизить стоимость земли и инженерной инфраструктуры (из-за этого жилье должно подешеветь на четверть). По традиции надежда и на ипотеку – ее ставка не должна превышать инфляцию больше, чем на 2,2%. Общий объем финансирования программы составляет 2 трлн рублей. Дмитрия Медведева мечтами заразить не удалось – он посоветовал привести госпрограмму в соответствие с реальностью.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей