фото: Светлана Иванова
Девиз фестиваля: «Пришло время для вина, пьем отечественное». Тем самым организаторы призывают гостей обратить внимание не на импортную, а на местную (или, как ее принято называть, домашнюю) продукцию, которая, оказывается, знакома далеко не всем любителям спиртного. Виноделов же просят презентовать публике только самые лучшие фирменные изделия. — Вы здесь не найдете тех вин, которые продаются во всех магазинах и обычно стоят на столах, — поделился Стошич из Крушеваца. — Мы предлагаем гостям фестиваля познакомиться с эксклюзивными напитками, которые не каждому по карману, и которые часто отпугивают ценниками. А здесь можно попробовать любое, даже самое дорогое вино совершенно бесплатно...
Фестиваль Сербских вин проходит уже в четвертый раз, и число его участников год от года увеличивается. В этом году в их числе впервые оказались представители духовенства из Лазаревацкой церкви. Местные священники представили на суд гостей вино «Литургическое» собственного производства. Производство спиртного в монастырях и храмах Сербии является традиционным способом зарабатывать средства на существование. Многие из них располагают своими виноградниками и фирменными рецептами, имеющими многовековую историю.
— Сербия была и остается страной виноделов со времен короля Стефана Неманьи. Но, как и еда или лекарства, вино может принести пользу лишь в том случае, если употреблять его умеренно, — заметил протоиререй Александр Новакович. — Мы предлагаем гостям фестиваля познакомиться с богослужебным вином. Его не продают в магазинах и не подают в ресторанах. Это напиток не на каждый день.
В числе особых участников фестиваля и виноделы из Косова, которые уже в третий раз представляют свою продукцию в Лазареваце. — Мы считаем себя неотъемлемой частью сербского виноделия, — подчеркнул косовский производитель вина Серджан Петрович. — Около 90% нашей продукции мы отправляем, как и прежде, на сербский рынок. Проблемы, конечно, существуют, но мы с ними боремся. Например, стараемся развивать в своем крае винный туризм.
Представители оргкомитета особенно подчеркнули, что не преследуют коммерческих целей, а лишь хотят сократить дистанцию между производителями (особенно начинающими) и рядовыми любителями вина, которыми, по сути, является большинство сербов. Светлана ИВАНОВА, собкор «МК» в Белграде. |