По данным Минпромторга РФ, за 10 месяцев текущего года на российском рынке автомобилей было продано 2,22 млн легковых автомобилей, что на 17,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самым быстрорастущим сегментом рынка стал импорт подержанных машин, который вырос на 74,9% — до 159,1 тыс. штук. В то же время импорт новых легковушек вырос на 6,9% по сравнению с 2011 годом, до 629,1 тыс. машин. Кроме того, продажи иностранных автомобилей, произведенных на территории России, выросли за указанный период на 37,2% — до 1,008 млн экземпляров. На фоне роста продаж иномарок, как подержанных, так и новых, объем реализации автомобилей отечественных марок снизился на 10,2% — до 426,8 тыс. машин. По словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Тимура Микая, российский авторынок занимает второе место в Европе после Германии. Чиновник отметил, что авторынок нашей страны обладает высоким потенциалом для развития производства и продаж легковых автомобилей, так как уровень автомобилизации в нашей стране составляет 243 автомобиля на каждую тысячу жителей. Это вдвое меньше, чем в среднем по Европе (477 машин на 1000 жителей). Самыми продаваемыми легковушками по итогам января—сентября 2012 года стали модели «АвтоВАЗа»: Lada Kalina и Lada Priora. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за девять месяцев 2012 года они разошлись тиражом в 96,5 и 94,5 тыс. единиц соответственно. Сразу за ними следует Hyundai Solaris с показателем в 84,4 тыс. единиц. Она до сих пор остается самой продаваемой иномаркой. Стоит отметить, что продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих машин (LCV) в России в январе—сентябре 2012 года выросли на 14%, на 266 005 штук, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года — до 218 797 штук, сообщила АЕБ. В сентябре продажи машин выросли на 10% (на 23 852 автомобиля). «На данный период фаза быстрого ежегодного роста в России завершилась. Однако на фоне ситуации в Европе 10-процентное увеличение продаж является очень солидным результатом», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Введенный в России с 1 сентября 2012 года утилизационный сбор на автомобили, призванный защитить отечественных производителей от резкого снижения таможенных пошлин после вступления России в ВТО, оказался очень даже действенной мерой. По данным Федеральной таможенной службы, в сентябре резко снизился импорт грузовиков, в первую очередь поставляемых из Азии. Так, например, ввоз машин из Южной Кореи (с учетом легких грузовиков, LCV) упал на 97%, до 67 автомобилей в сентябре. В основном из Кореи везли грузовые автомобили массой менее 5 тонн. И именно по ним произошел самый сильный спад — с 1,6 тыс. до 49 штук. Импорт из Китая тоже показал снижение на 89%, до 92 штук. Из Таиланда импорт упал в 3,5 раза, до 308 штук. В первую очередь спад импорта коснулся рынка тяжелых грузовиков. Относительно незначительный рост показал лишь импорт машин из Японии. Снижение по всем типам грузовых автомобилей произошло и у европейских импортеров: из Германии — более чем втрое, до 336 грузовиков, из Италии — почти в пять раз, до 226 автомобилей, из Франции — втрое, до 162 машин, а из Швеции — в 4,5 раза, до 20 штук. В основном речь идет о сегменте LCV, исключение составляет лишь Швеция, где большой объем приходится на тяжелые грузовики массой более 20 тонн. Однако следует учитывать то, что за месяц до введения утилизационного сбора многие импортеры завезли в Россию двойной, а то и тройной месячный объем автомобилей. Помимо этого эксперты объясняют падение ввоза не только введением самого сбора, но и неразберихой с порядком его применения. Как предполагают аналитики, многие иностранные производители воспользовались десятью днями в конце августа, когда после официального присоединения России к ВТО пошлины снизились, а сбор еще не был введен. Но снижение импорта, по их мнению, является скорее временным явлением. Вообще снижение импорта грузовиков происходит на фоне общего замедления развитии этого рынка. По данным АЕБ, за январь—сентябрь рынок LCV рос всего на 9%, причем у некоторых производителей продажи снизились. Так, например, у Hyundai — на 17%, до 2 тыс. машин. Снижение на 61% показал также и Fiat. Однако его продажи начали падать после того, как он стал продавать свои машины самостоятельно. Среди производителей среднетоннажных грузовиков падение показали еще и Isuzu и MAN. Самое сильное снижение произошло на рынке тяжелой грузовой техники (от 16 тонн), который в целом упал на 5%. Поставки легковых автомобилей из ряда стран в сентябре также упали, но незначительно. В первую очередь импорт снизился из Украины, которая в качестве ответной меры на российскую тоже ввела утилизационный сбор, и из Узбекистана. Также уменьшился ввоз автомобилей из Японии, Кореи и Германии. По мнению Игоря Коровкина, исполнительного директора некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России», факт вступления России в ВТО повлечет за собой прежде всего негативные последствия для автомобильной отрасли. «Договоренности по уменьшению таможенных тарифов при вступлении в ВТО приведут, во-первых, к росту доли подержанных автомобилей в структуре автоимпорта до 14–15% уже в 2012 году, и до 25–30% в 2015 году. Для сравнения, в 2011 году доля импортируемых подержанных автомобилей составила 2%. Это означает старение российского автомобильного парка (увеличение в парке доли автомобилей старше десяти лет», — отметил Коровкин. Однако представитель компании ЗАО «Вольво Восток» считает, что введение утилизационного сбора и вступление в ВТО, наоборот, положительно влияет на развитие российского рынка автопроизводителей. «Продукция «Вольво Восток» (бренд Volvo Trucks), произведенная на заводе компании в Калуге, освобождена от уплаты утилизационного сбора постановлением Минпромторга РФ. Так что проблем мы не испытываем. Скорее проблемы и спад импорта испытывают те игроки рынка, которые уплачивают этот сбор (налог), импортируя грузовую технику со своих европейских производств по причине отсутствия производственных площадок в России», — отметил представитель компании. |