От нефти России только хуже

 От нефти России только хуже

За месяц литр бензина в России подорожал в среднем на рубль. Чуть больше — дизельное топливо и “семьдесят шестой”, чуть меньше — “девяносто второй” и “девяносто пятый”. Рубль — это примерно 5% стоимости. В конце декабря 2010 года литр “усредненного бензина”, стоил 22,99 рубля (по данным Росстата). Сейчас, по тем же данным, — 23,97 рубля. Более того, за одну лишь последнюю неделю в Москве бензин подорожал на 2,1%.

Еще больше они выросли в Саранске, Ростове-на-Дону, Курске и Вологде — на 3,5—3,6%. Подешевел же бензин всего в двух регионах страны — Салехарде и Тюмени. В среднем же за неделю он прибавлял по 24—25 копеек.

Эксперты рисуют мрачноватую картину — к маю АИ-95 может подорожать и до 28 рублей. То есть еще на два рубля по сравнению с нынешней стоимостью. Федеральная антимонопольная служба уже заявила, что “примет меры по сдерживанию быстрого роста цен на нефтепродукты, в том числе на дизельное топливо и бензин”. ФАС засомневалась в основаниях для использования биржевых цен при оптовых сделках на НПЗ.

Эксперты считают, что ФАС действительно постарается пресечь действия компании по перекладыванию роста налогов и сборов на плечи потребителей. Но получится ли у нее — большой вопрос. С одной стороны, антимонопольщики имеют все возможности обвинить нефтепереработчиков в рецидиве. ФАС уже не раз штрафовала их за неадекватное поведение на рынке. Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев вообще считает, что причиной постоянного повышения цен на бензин является картельный сговор нефтяных компаний. Правда, сами представители ФАС отмечали, что штрафы “смешные”, в размере до 500 тысяч рублей, и целесообразнее привязывать сумму штрафа не к минимальному размеру оплаты труда, а к обороту компании. В свою очередь, нефтяные компании уверяли, что весь 2010 год оптовые цены на нефть росли из-за мирового тренда. В общем-то не случайно они и сами сразу переориентировались на увеличение экспорта.

Специалисты же выделяют несколько причин роста цен на топливо. Это и рост мировых цен на нефть, и снижение экспортных пошлин на нефтепродукты, и высокие налоги. Но также недостаточное количество современных нефтеперерабатывающих заводов и большие расходы на модернизацию построенных в советское время, а заодно неравномерное распределение таких заводов по территории России, приводящее к росту транспортных издержек при перевозке бензина.

Если ФАС удастся доказать сговор — к нефтяникам могут быть применены гораздо более серьезные санкции. И ситуация чревата наибольшими потерями как раз для тех, кто наиболее активен на внутреннем и внешнем рынке.

С другой стороны, странно говорить о снижении цены бензина, когда налоговая составляющая в ней достигает порой 60%, говорят эксперты.

В декабре минувшего года Дмитрий Медведев подписал закон о снижении базовой ставки транспортного налога. Но бюджет надо пополнять. Поэтому власти повысили размеры акцизов на топливо. Министр финансов Алексей Кудрин говорил в свое время, что акцизы на бензин будут увеличиваться на один рубль за каждый литр в течение трех лет начиная с 2011 года. Но терять по рублю с литра нефтяники, разумеется, не желают. Поэтому новые акцизы закладываются в конечную стоимость продукта.

Что же касается дизельного топлива, то оно дорожает во всем мире. В Европе этой зимой аномально холодно, потребление топлива растет, а своего не хватает. Она наращивает экспорт из России. И его начинает не хватать уже у нас, что снижению цены на него никак не способствует.

Более того, даже падение цены на нефть едва ли приведет к падению цен на бензин. Этот закон действует у нас только в одну сторону.

К чему приведет рост цен на бензин? Последнее время в России любые экономические перемены гарантированно приводят только к одному эффекту — росту цен. Вот и сейчас можно не сомневаться, что вслед за бензином потянутся остальные товары. Транспортные расходы поставщиков и перевозчиков возрастут, но понизить рентабельность бизнеса они едва ли захотят. Другими словами, население “нагнут” дважды — сначала нефтяники, переложив рост акцизов, а потом и все остальные, прибавив к цене своего продукта новую стоимость бензина. Более того, это уже происходит.

 От нефти России только хуже

инфографика: Иван Скрипалев

С начала 2010 года в среднем цены на продукты подорожали на 14,7%. А овощи, например, поразили рекордной прибавкой в 67%. И при этом эксперты предупреждали, что ожидать замедления роста цен на продукты в 2011 году не стоит. Напротив, в первой половине года, по их мнению, весьма вероятен сценарий, по которому цены полезут вверх еще круче. В справедливости таких прогнозов можно убедиться на собственном опыте. Придя на рынок одного из московских спальных районов несколько дней назад, корреспондент “МК” не нашел картошки дешевле 45 рублей за килограмм. Купленная по такой цене, дома картошка оказалась наполовину мороженой. По 35 рублей за килограмм картошка продается в некоторых магазинах, но ее нужно долго и придирчиво отбирать. Но самое большое впечатление производит гречка — ее цена в некоторых сетевых магазинах превысила 100 рублей за упаковку весом 900 граммов. Обойдя все магазины своего района на прошлой неделе, журналист нашел самую дешевую цену на гречку — 97 рублей за кило. Кассир в магазине объяснил ему, что теперь дешевле гречку не найти нигде, поэтому по такой цене ее быстро разбирают. Ту же гречку, которая в продаже есть почти всегда, купить теперь можно “всего” за 114 рублей. Примечательно, что это гречка неизвестной в прошлом году марки и названия. Традиционные же для московского рынка упаковки, например “Мистраль”, вообще редко можно обнаружить на прилавках. Таким образом, с нового года гречка уже подорожала не менее чем на 20%.

Подорожал и рис. Правда, не так значительно: на 5—8% за упаковку. На протяжении января наблюдается постепенный рост цен на все категории продуктов. Некоторые молочные продукты и подсолнечное масло подорожали на 10%. Рыба некоторых сортов подорожала на 20%. “У нас хорошо распродающееся филе трески стоило 190 рублей за кило до новогодних праздников, а теперь стоит 240 рублей”, — рассказала “МК” администратор одного из магазинов Москвы. По личным наблюдениям, значительно подорожала и бытовая химия — видимо, сказывается фактор рост цен на электроэнергию для промышленных предприятий. Стиральный порошок одной и той же марки, стоивший два месяца назад 38 рублей, теперь продается за 57 рублей.

Продуктами, разумеется, дело не ограничивается. Выйдя из магазина с сумкой совсем недешевых продуктов, корреспондент “МК” решил подъехать до дома на попутной машине. До последнего времени это стоило 150 рублей. Теперь же “бомбила” попросил 200, “потому что бензин подорожал”. Подняли цены и московские таксисты. До нового года обычно 20 минут поездки по Москве стоили 300—350 рублей, а дальше по счетчику. Теперь в большинстве парков 20 минут поездки обходятся не менее чем в 400 рублей.

Цены на автоуслуги еще можно объяснить ростом цены бензина. Но даже плавательный бассейн вошел в новый год с новыми ценами. До нового года поплавать стоило 300 рублей за сеанс. Теперь — 380 рублей. На вопрос, почему такое произошло, администратор фитнес-клуба развел руками: “Так все же дорожает!”


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей