Как Министерство обороны перекормили

Как Министерство обороны перекормили







Конечно, практически во всех странах существенная часть оборонных расходов покрыта тайной. Но основные из них все же доступны для общественного контроля. Россия также начала движение к достаточной открытости в этой сфере. Но пока картина получается все же обрывочной и местами загадочной.

Для того чтобы разобраться с тем, сколько же на самом деле бюджет тратит на национальную оборону, обратимся к официальному документу — «Заключению Комитета Государственной думы по бюджету и налогам на проект федерального закона № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», подготовленному при помощи аудиторов Счетной палаты.

И сразу же сталкиваемся нос к носу с первой загадкой: сколько же на самом деле наша страна тратит денег на поддержание обороноспособности?

На первый взгляд все вроде бы ясно. В «Заключении» отмечено: «В проекте федерального бюджета расходы по разделу „Национальная оборона“ на 2013 год предусмотрены в сумме 2141,2 млрд рублей и превышают объемы 2012 года на 276,4 млрд рублей, или на 14,8 процента». Далее указывается, что эта цифра составляет 16% (в 2012-м — 14,6%) в общих расходах бюджета. Соответственно, в 2014-м — 17,6, в 2015-м — 19,7%. Впечатляет. Уже через два года каждый пятый федеральный рубль бросят в топку военных приготовлений. И все это за счет наших налогов.

Если перевести счет в проценты от ВВП, то еще нагляднее: 3,2% в 2013-м, 3,4% в 2014-м и 3,7% в 2015-м (в 2012-м — 3% ВВП). Сколько тратят на оборону в других странах, мы разберем немного ниже. Но сразу ясно, что Россия быстро выбивается в лидеры военных расходов в мире.

Но это далеко не все данные. Есть еще один «боевой» раздел бюджета — «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». В 2013 году он потянет на 15% от всего бюджета, или 3% ВВП (2029,8 млрд рублей). Конечно, здесь далеко не все расходы идут на собственно оборону, например, зарплаты прокурорам и сотрудникам СК (кстати, согласно поручению президента от 10 октября 2012 года в бюджете-2013 будут предусмотрены средства на установление с 4-го квартала надбавки «за особые условия службы» в 250%). Повышать зарплаты и социальные пакеты, как подчеркивается в «Заключении», необходимо вслед за военнослужащими МО и МВД, которым это сделали еще в этом году, офицерам ФСБ, МЧС, ФСИН, ФСКН, ФСО, СВР, ФМС, ФТС, ГФС, ГУСП при Президенте РФ. Но неужели только на зарплаты и квартиры силовикам уйдет в будущем году более 2 трлн рублей? Судя по тому, что в МО на эти цели ассигнуют на порядок меньше, то вряд ли. К тому же надо учесть, что и в МВД есть внутренние войска (более 400 тыс.), и в ФСБ — те же пограничники. Иными словами, не менее 1 трлн рублей пойдет на вооружение и содержание вооруженных формирований разного рода. А это еще плюс 1,5% ВВП к 3,2% чисто оборонных расходов.

Итого: фактически уже в 2013-м по общим оборонным расходам, естественно, не в абсолютных цифрах (более $700 млрд у США, у России — более $100 млрд), а в доле от ВВП, у обеих стран по 4,7%.

Можно гордиться. Ведь еще десять лет назад мы тратили на оборону, по данным специализированных СМИ, в 5–7 раз меньше. А можно, как это сделал Алексей Кудрин в 2011 году, срочно уйти в отставку.

В двух бюджетных подразделах — «Вооруженные силы Российской Федерации» и «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» — предусмотрены ассигнования на разработку, закупку и ремонт вооружения, военной и специальной техники. В 2013 году — 1 трлн рублей (+30% к 2012 году), в 2014-м — 1,2 трлн, в 2015-м — более 1,7 трлн рублей. Рост расходов налицо. Но явно с сильным отставанием от запланированных до 2020 года 20 трлн рублей на закупку вооружений. За первые два года действия программы (2011–2012 — около 1 трлн рублей), за последующие три — 3,9 трлн. Итого: 4,9 трлн рублей к 2015 году. Получается, за последние пять лет придется бросить в топку более 15 трлн рублей (и только на покупки оружия, без учета расходов на содержание войск). То есть по 3 трлн ежегодно (4,5% ВВП образца 2013 года!). А если учесть расходы на содержание армии и прочих силовиков, то мы к 2020 году выходим примерно на 8% от ВВП оборонных расходов. А это уже уровень вечно воюющего Израиля и всегда готовой к джихаду Саудовской Аравии.

 





Как Министерство обороны перекормили


















 

Армия вообще вещь дорогая. Особенно в мирное время. В 2013 году согласно проекту бюджета на так называемое денежное довольствие военнослужащим и оплату труда гражданского персонала Вооруженных сил будет выделено 57% от суммы в 1635,7 млрд рублей (все расходы по подразделу «Вооруженные силы Российской Федерации»). То есть около 935 млрд рублей. Вдохновляет. Наконец военным стали платить приличные деньги. Как известно, зарплаты и всякого рода доплаты армейским офицерам увеличили в этом году в среднем в 2,5–3 раза, полицейским — в 2–2,5 раза. Примерно на столько же увеличили и военные пенсии.

Однако при более детальном подсчете никаких 57% на денежное довольствие не получается. В «Заключении» бюджетного комитета Госдумы указывается, что в 2013 году на денежное довольствие военнослужащим направят всего лишь 341,9 млрд рублей, а гражданскому персоналу и того меньше — 146 млрд рублей. В сумме получается 487,9 млрд рублей. Или менее 30% от всех расходов по подразделу «ВС РФ». И даже если приплюсовать еще и военные пенсии — 254,9 млрд рублей, — и тогда сумма возрастет до 742,8 млрд рублей, все равно 57% и не пахнет.

И такого рода несоответствий в оборонной части бюджета, если верить бюджетному комитету (правда, его эксперты почему-то их не замечают), множество.

Так, указывается, что 7% от 1635,7 млрд рублей, предусмотренных на поставки и хранение специального топлива и прочих ГСМ в 2013 году, равно 62,87 млрд рублей (и это почему меньше на целых 7 млрд рублей, чем в этом году, — меньше будет учений?). Однако простое арифметическое действие показывает, что 7% от 1,635 трлн рублей — это по меньшей мере 114,45 млрд. Кто там считает в МО и Минфине?

Кстати, загадочных цифр в военном бюджете полно. Например, почему-то «среднее количество питающихся» в Российской армии, которая, как известно, насчитывает 1 млн генералов, офицеров, сержантов и рядовых, составляет всего-то 400 тыс. человек. Ну ладно, 200 тыс. генералов и офицеров после радикального повышения зарплат в этом году могут «питаться» за свой собственный счет. А остальные 400 тыс. военнослужащих голодом, что ли, морят? Кстати, затраты на одного «питающегося» в сутки составляют 267,75 рубля. Не жирно. На все про все в бюджете выделяется 41,7 млрд рублей. Хотя после простого перемножения было бы достаточно и 39,128 млрд рублей. А Комитет ГД по обороне при этом настаивает изыскать ко второму чтению бюджета еще 1,36 млрд рублей. Загадка на загадке. Миллиард туда — миллиард сюда. Но что творится с гражданским персоналом МО, вообще не поддается какому-то объективному анализу.

Оказывается после всех сокращений армии, в ходе которых, напомним, ее численность довели до 1 млн человек, обслуживать военных остались целых 771 462 гражданских специалиста. И это еще недобор. Счетная палата указывает, что Минфин, выделив деньги на зарплату вышеуказанным работникам, зажал средства на оплату вакантных должностей. А таковых 113 367.

В результате численность военных и гражданских в Минобороны практически совпадает. Более того, сейчас стали активно развивать аутсорсинг при приготовлении еды и оказании банно-прачечных услуг. На этот гражданский сектор Министерство обороны требует дополнительно 1,7 млрд рублей ежегодно на бани и до 16,7 млрд рублей в 2015 году на привозную еду.

Странное получилось сокращение численности армии. Просто множество прежде военных должностей перевели на гражданку. Очень удобно. Зарплату последним поднимать не надо. В среднем гражданским специалистам платят немногим более 18 тыс. рублей в месяц, что на 10 тыс. рублей ниже среднего по экономике во всей России. Квартиры также изыскивать не надо. Но не много ли людей в мирной стране крепят оборону, вместо того чтобы ускорять рост ВВП?

 





Как Министерство обороны перекормили


















 

При любых раскладах суммы на оборону и национальную безопасность, как выясняется, выделяются астрономические. Более того, лоббисты еще и недовольны. Ко второму чтению требуется изыскать дополнительные средства на оплату 20 тысяч новых контрактников. Президент приказал ежегодно набирать их по 50 тысяч. А деньги Минфин наскреб только на 30 тыс.

Нужны еще деньги на военные перевозки, индексацию зарплат (а то Минфин решил схитрить — не стал закладывать средства на это, мотивируя тем, что надо подождать, когда поднимут зарплаты другим силовикам). Не хватает денег и на обмундирование и прочие тыловые радости. Не предусмотрели также расходы на сборы воинов запаса и миротворческие операции. Забыл Минфин выделить и отдельную строку о модернизации Вооруженных сил. Хотя что с ними вообще сейчас делают, кроме этой пресловутой модернизации?

В 2013 году недодали и ОПК. 400 млрд рублей оборонщики получат не в виде прямых субсидий, а в виде госгарантий под кредиты. Под эту операцию заложили компенсацию в 5% от обслуживания займа. Но дешевле 11–12% кредит нигде не получишь. Поэтому размеры компенсаций ко второму чтению решили удвоить.

Однако разнобой между ведомствами и отсутствие полной прозрачности оборонного бюджета уже приводят к неэффективному расходованию средств. Владимир Путин обещал выделить на перевооружение только флота до 4,7 трлн рублей. Однако многие военные эксперты считают, что хватило бы и 3 трлн. Из них 1,6 трлн вполне бы хватило на постройку 16 ударных атомных подлодок (как и запланировано к 2020 году) вместе с оснащением их ракетами «Булава». А оставшихся 1,4 трлн рублей было бы достаточно и на закупку во Франции 4 «Мистралей», и на десятки малых боевых кораблей.

Да и недавняя история показывает, что воюют не числом (в том числе танков Т-90, которые начальник Генштаба генерал армии Макаров как-то в сердцах обозвал «17-й модификацией Т-72»), а умением. По разным данным, СССР тратил на оборону от 11% до 20% ВВП. Тогда как американцы в разгар вьетнамской войны — не более 10% (кстати, сейчас они воюют в Афганистане). К чему это привело, знают все. США так на СССР и не напали. Перегруженная военными расходами советская экономика сама сдалась на милость Запада.

Мировые тенденции в оборонной политике, в свою очередь, свидетельствуют, что ведущие экономические державы сокращают оборонные расходы. Так, в среднем в Евросоюзе они составляют 1,7% ВВП. Великобритания в этом году запланировала 2,4%, Франция — 2,3%. Но Лондон в 2013 году сократит военные расходы еще до 2,1% ВВП.

Наращивают оборонные расходы из ведущих экономик мира только Индия и Китай. Но первая страна находится в условиях «холодной», часто перерастающей в горячие фазы, войны с Пакистаном. А Пекин хотя и довел свои оборонные расходы до более чем $100 млрд в год, чего мы достигнем только к 2015 году, но, во-первых, Китай содержит куда большую армию (более 3 млн человек), а во-вторых, что важнее, все китайские траты на армию до сих пор не превышают 2% ВВП.

Россия же встретит 2021 год с примерно 8% ВВП на военные и охранные нужды. К какой войне нас вынуждают готовиться? Сокращая при этом в процентах к ВВП расходы на образование, инфраструктуру и здравоохранение. Кто через десять лет сядет за штурвал (именно штурвал, а не рычаги) сверхсовременного танка? Если, конечно, избалованные вниманием Путина рабочие с Уралвагонзавода его наконец выдадут на-гора.

И самое главное. Как ответить на вопрос, вынесенный в название этой главки, если проверки Счетной палаты показывают, что значительные средства тратятся в Минобороны попросту на ветер? Так, недавнее отстранение Анатолием Сердюковым своего первого зама Александра Сухорукова от курирования департамента вооружения многие эксперты объясняют выявленными в прошлом году нарушениями при госзакупках.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей