фото: Наталия Губернаторова
«Этим утром нас стало более одного миллиарда», — заявил 4 октября основатель соцсети Фейсбук американский миллиардер Марк Цукерберг. Он сделал это практически сразу после возвращения из России, где 1 октября встречался с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Сетевой бизнесмен подарил нашему премьеру футболку с логотипом сети, которая оказалась ему велика. Наверное, намекал, что Россия до многих возможностей его сети еще не доросла. Но и самому молодому миллиардеру в мире Марку Цукербергу особенности крупного бизнеса пришлись «на вырост». Например, весной сеть Фейсбук вышла в Нью-Йорке на IPO (первичную продажу акций, см. заметку «Цукерберг взял кассу и женился» в «МК» от 21 мая). После ажиотажного спроса акции резко пошли вниз, и уже в сентябре основатель Фейсбук жаловался, что он «разочарован результатами IPO». Чему верить — миллиардному пользователю или потерям миллиардов долларов на акциях? Среди потерявших были и российские инвесторы, причем не только владельцы крупных долей, вроде Алишера Усманова, но и обычные мелкие вкладчики. Сейчас акции Фейсбук медленно восстанавливаются, но вопрос открыт: нас ждет расцвет или закат соцсетей? Во многом это зависит от предоставляемых возможностей. Дмитрий Галковский, писатель, создатель цифровой машины (см. ниже): «К сожалению, через существующие социальные сети пользователь не может даже пиццу заказать». Возможности заработка в Сети увеличивают количество ее потенциальных участников. Приятное хочется совместить с полезным, общение — с заработком. Чтобы проведенное в сетях время не казалось выброшенным. Соцсети являются глобальным посредником. Если сервис позволяет общаться с другом, находящимся на другом континенте, то можно и что-то продать покупателю на другой стороне земного шара. Продажи через социальные сети уже стали вполне реальным способом заработка. Ведь продажи «на диване» выгодны еще и тем, что не нужно платить за аренду магазина. Но жалобной книги с телефонами вышестоящих организаций в виртуальных магазинах нет. Возможностями электронной коммерции стали пользоваться мошенники. Российское законодательство не строго регулирует эту область. Возможно, поэтому чисто российская социальная сеть «Вконтакте» у нас гораздо популярнее находящегося под контролем жесткого американского законодательства Фейсбука. В отечественном киберпространстве пока можно не платить налоги, бесконечно нарушать авторские права, распространять порнографию и продавать нелегальную продукцию. Конечно, далеко не все электронные сетевые коммерсанты мошенники. Зайдя в Сеть, можно обнаружить море групп, где по относительно небольшим ценам предлагают огромный выбор товаров. Например, если это известная марка кроссовок, в соцсетях можно найти модели, которых в магазинах официальных дистрибьюторов нет; они сняты с производства. Распродаются ли при этом складские запасы легального производителя или обувь пошита в Китае, а то и на подпольной фабрике за углом — неизвестно. Остается надеяться на честность продавца. Некоторые честно пишут: «продукция не оригинальна, но полностью идентична». Другие не оглядываются ни на что и под лозунгом «100% оригинальная продукция» впаривают откровенный контрафакт.
Мошенников можно узнать. Почти все требуют предоплату, но процесс доставки занимает от 1 до 3 недель. Долгая доставка означает, что сетевой коммерсант заказал товар в Китае, где он в разы дешевле, а разницу положил в карман. Чем быстрее доставка, тем больше вероятность получить легальный товар. Остается вопрос налогов. Покупку привозят курьеры. По закону у них должна быть карманная касса (такие аппараты можно увидеть, например, в маршрутках). Если выдали чек, высока вероятность, что налоги уплачены. В отличие от обычного интернет-магазина соцсеть фактически предлагает игру «выяви мошенника». Ее пользователи покупают не у абстрактного продавца, а в группах, то есть у конкретных людей, которым, по идее, должны доверять. Названия групп обычно содержат фамилию лидера и наименование товара. Некоторые лидеры мудрят: количество групп в сетях не ограничено; создают несколько. Для «ценителей», а другую — для «любителей халявы». Разная реклама позволяет продать один и тот же товар по весьма разным ценам. Пользователь же имеет возможность эту уловку обнаружить. Игра такая. На деньги. Участники играют не только с лидером, но и друг с другом, обмениваясь информацией (иногда платной). В зависимости от статуса и поведения участнику группы могут дать как добрый совет (например о скидках), так и направить по ложному пути. Последнее хотя и считается легким троллингом (неверным поведением), широко используется. Другой стороной бизнеса в соцсетях являются игры. С точки зрения игрока в обычные компьютерные игры, популярность игровых приложений для соцсетей труднообъяснима. Игры не блещут дизайном, динамика (геймплей) обычно довольно скучна и примитивна. Но аудитория игровых приложений в соцсетях значительно больше, чем у традиционных компьютерных или онлайновых игр. Так, месячная аудитория (MAU) только одной игры Farmville в социальной сети Фейсбук составляет более 64 млн человек. Каждый день в эту игру, разработанную компанией Zynga, играют более 19 млн пользователей. Секрет в том, что люди в соцсетях играют не с машиной, а друг с другом. Компьютерная игра позволяет обманывать алгоритм. Например, заманить танк электронного противника в угол карты, откуда он не сможет выбраться. Информация о таких проколах алгоритмов ценится среди игроков, иногда за нее платят. Кроме того, обычную игру можно сохранить и переиграть. С людьми так не получится: сетевая игра идет в реальном времени, а участники умнее компьютера. Возможность обмануть ближнего и создание коалиций (с неизбежными предательствами) и объясняет феномен популярности сетевых игр. Алексей Костарев, генеральный продюсер i-Jet Media: «Пользователь соцсетей — не игрок. Структура посещения пользователем соцсети — пришел, что-то сделал и ушел. Игровые приложения для соцсетей должны соответствовать этой структуре». Этой особенностью объясняется провал в соцсетях производителей обычных игр. Они делали игры для соцсетей, руководствуясь опытом разработки традиционных игр. Но в них нужно было играть. Пользователь соцсети, увлекшись игрой, проводил в ней дни и ночи. И через некоторое время обнаруживал, что тратит на игру столько времени, что ни на что другое его не остается. «В итоге такие игры очень быстро набирали аудиторию, жили неделю-две, а потом так же стремительно ее теряли. В игровых приложениях для соцсетей основной геймплей должен идти вне игры. Игрок зашел, вскопал и засадил свою грядку, быстро сделал что-то еще и ушел до того момента, как она созреет. А зреет она без его участия», — подытожил Алексей Костарев. Про грядку — это из самого популярного российского игрового приложения для соцсетей «Счастливый фермер». Игра была высоко оценена столь известным игроком в реальные политические игры, как Владимир Жириновский. На сайте ЛДПР приведен отрывок из письма лидера партии основателю сети «Вконтакте» Павлу Дурову. «Хорошая игра, правильная. Вырасти огород, укради у соседа», — пишет Жириновский. Правда, политик оказался недоволен ошибками в тексте игры, посоветовав их исправить.
Действительно, «Счастливый фермер» адаптирован к нашим реалиям. Игроки помогают друг другу, в отечественном варианте соседям можно подбрасывать сорняки и вредителей и воровать у них урожай. Игрокам приходится не только следить за своей фермой, но и охранять ее от набегов вороватых друзей. Для охраны можно купить собаку, но только за реальные деньги, отправив платное SMS или заплатив в терминале. Платеж за собаку придется регулярно повторять. За реальные деньги можно также купить игровую валюту, чтобы быстрее обустроить свою ферму, а не копить на это игровые деньги, откладывая по грошу. Для игр в соцсетях важно, чтобы пользователи играли регулярно. Связи участников используются максимально. В оценке бизнеса возник термин виральность (способность к втягиванию). Игрок должен приводить друзей и постоянно напоминать им, что в игру надо вернуться. За это даются бонусы. Например, в уже упомянутой Farmville от Zynga привод в игру друзей увеличивает размер участка игрока. Похвастаться достижениями игрок может через сообщения на личной доске объявлений (программа это регулярно предлагает). Объявление попадет в ленты его друзей, напоминая им об их фермах. Разработчики игр для соцсетей живут неплохо. Так, игра «Коктейль другу» зарабатывает в сети «Вконтакте» до $2 млн в месяц. Правда, владелец приложения получает лишь 50%, остальное достается площадке и провайдерам. Приложение «Любимая ферма» в соцсети «МойМир» (более 4 млн установок и MAU более 2,5 млн человек) ежемесячно получает, по данным компьютерного эксперта Анны Артамоновой, более $1 млн в месяц. При этом разработчикам достается около 80%, поскольку «МойМир» комиссию с них не взимает, им приходится оплачивать лишь услуги связи за прием платных SMS. Но далеко не каждая игра получает такие доходы. «Если приложение зарабатывает $10–100 тыс. в месяц, хорошо, — считает Алексей Костарев. — Большинство зарабатывает от $300 до $3 тыс в месяц. Это цифры для одной социальной сети. Если взять десяток соцсетей и с каждой зарабатывать $1–3 тыс. в месяц, получается нормально». Но это хозяева, а как заработать в соцсети обычному пользователю? Он легко может стать хозяином, написав собственную игру. Для этого не требуется изучать программирование: конструктор приложений предоставляет сама соцсеть. Пользовательские игры выгодны ее хозяевам, поскольку приносят им доход в виде 50%-ной комиссии. Если же обычный участник не уверен, что сможет написать популярную игру, он может воспользоваться существующими. Новичкам везде не очень уютно, и виртуальный мир — не исключение. Появилась новая профессия «репетитор по играм». За вполне реальные деньги (от 1000 руб. в час) новичка познакомят с игрой, предоставят полезные знакомства в игровом мире. Игровая валюта обменивается на реальные деньги. Курс выставляется, как правило, через «Яндекс-money». Он плавающий; если игра теряет популярность, бывают и дефолты. Тем не менее игровые достижения (развитую ферму например) можно продать, чем обычный игрок может заняться. В сетевых играх много нудной, черновой работы, пока накопится приличная сумма. Многие предпочитают заплатить, чтобы ее не делать. Или заставить работать других: в сентябре правозащитники сообщили об использовании... заключенных китайских тюрем. Вместо лесоповала несчастные зэки теперь днями и ночами сидят за мониторами, копя игровые деньги для тюремной администрации. Бесчеловечно! Сетевые игры позволяют объединять пользователей, а значит, и накопленные ресурсы. Наиболее продвинутым среди российских объединений игроков в соцсетях является «Утиное движение», они себя называют «утятами». Совместных ресурсов, заработанных исключительно сетевыми играми, хватило на покупку... реальной земли и недвижимости. В августе группа «утят» выезжала в Исландию. «Поездка была довольно сложная, всего нас было 15 человек, иногда группа разделялась на две-три части. Мы поехали отдохнуть и посмотреть страну, но одновременно мне приходилось вести трудоемкие переговоры на предмет покупки недвижимости и решения всякого рода юридических проблем», — сообщил в ЖЖ писатель Дмитрий Галковский, принявший титул «друга утят». «Утятами» создана цифровая машина — первая в мире соцсеть, построенная как игра. Ее участник не играет в игру, а живет в ней. Идея в том, чтобы «заказать пиццу» или, скажем, купить недвижимость, не выходя из игры. «Нам предложили купить архипелаг из 68 островов. В цифровой машине есть такая штука — мгновенно все оцифровывает. А потом можно запараллелить острова на игру — РПГ или стрелялку — и раздавать реальную землю по результатам», — подытожил Дмитрий Галковский. Если эти пока фантастические планы осуществятся, Россия может стать лидером в новом сегменте мировой экономики — игровых соцсетях. Пока власти рассуждают об инновациях, они пришли откуда не ждали: из мира сетевых игр. |