В университете он изучал криминологию и русский язык, потом работал в разных госучреждениях, был профессиональным водителем, менеджером, «заболел» ретроавтомобилями... Это увлечение старой колесной техникой и подсказало нынешний необычный проект Мандилас стартовал 21 октября 2011 г. от Королевского выставочного центра в Мельбурне, где проходила тогда выставка старинных автомобилей «Мотоклассика», а завершил свой автопробег год спустя, 16 октября 2012-го, на Красной площади в Москве. Причем финиш этот прошел совершенно незамеченным, как, впрочем, и практически все другие этапы необычного автопутешествия, — ведь Мандилас совершал его «на чистом энтузиазме», без обычной в таких случаях раскрутки в СМИ, без чьей-либо финансовой и организационной поддержки. — Я пробовал искать спонсоров, но это не удалось, точно так же не получилось найти напарника для столь дальней поездки, — признается Константин. — Тогда решил рассчитывать только на собственные силы и средства. Готовился почти три года. Накопил денег, приобрел подходящую машину, а когда все было готово — уволился с работы и отправился «своим ходом» в далекую Москву. — Что за цель у вас была? — Я посвятил свой марафон 70-летию возобновления дипломатических отношений между Австралией и Россией. А кроме того, таким образом я хотел отметить вековой юбилей двух замечательных автопробегов: в 1912 году Фрэнсис Берлз впервые пересек Австралию на автомобиле, а россиянин Андрей Нагель стал победителем зимнего ралли Монако. — Но почему выбрали такой нестандартный маршрут и такую «доисторическую» машину? — Хотелось проехать не самым легким, а наиболее интересным и требующим усилий маршрутом. Зато я абсолютно уверен, что до меня еще ни разу из Австралии в Россию через Африку не проехал ни один ретроавтомобиль столь почтенного возраста. Машину я специально для этого путешествия покупал такую, которая была выпущена ровно век тому назад. С самого начала свой выбор остановил на популярнейшей модели Ford-T, которую успели растиражировать на заводах в период с 1908 по 1927 год в 15 миллионах экземпляров разных модификаций. В Австралии найти столетний Ford не удалось. Пришлось ехать в Америку, где я и приобрел вот эту машину 1913 года с кузовом дубль-фаэтон.
— Американцы в свое время дали таким простеньким фордовским машинам прозвище «Жестянка Лиззи»... Не самый подходящий для сложного маршрута экипаж! Вы его хоть как-то усовершенствовали? Снабдили дополнительными опциями из XXI века? — Этот Ford практически не дополнялся современными механизмами и системами. На машине сохранены «родные» двигатель, трансмиссия, колеса с деревянными ободьями и спицами... У данной модели «Т», выпущенной еще до начала Первой мировой войны, нет топливного, водяного, масляного насосов, нет амортизаторов... Нет даже переднего тормоза! А из-за «врожденного» отсутствия электростартера Ford приходится заводить, крутя рукоятку... Из контрольных приборов автомобиль укомплектован лишь спидометром и термометром, установленным на пробке радиатора. Впрочем, одну принципиальную новацию Константин все-таки своему авто «подарил». В оригинале модель «Т» комплектовалась газовыми фарами. В специально установленную на левой подножке ацетиленовую колонку-генератор закладывались куски карбида и заливалась вода, а получавшийся в результате химической реакции газ поступал по шлангам в горелки фар (чтобы «включить свет», надо было просто поднести горящую спичку). Из-за отсутствия в повсеместной продаже карбида Мандилас использовал в фарах электрические лампочки, подключив их к аккумулятору. По словам путешественника, при всей простоте ретроавтомобиля рулить им не так просто. Элементы управления скомпонованы очень непривычно для современного водителя. Посудите сами: вместо педали газа — рычаг под рулем, из трех педалей внизу лишь одна похожа на нынешние: педаль тормоза. Вторая педаль служит для включения заднего хода, а с помощью третьей переключаются скорости (каковых у этого «колесного динозавра» всего-то две!). — Когда едешь на первой передаче, приходится все время давить на эту педаль, а пружина сильная, и нога очень быстро устает!.. — Расскажите подробнее о маршруте своего путешествия. — Стартовав из Мельбурна, я проехал по Австралии около 3500 км до города Перта, где погрузил свою машину на корабль, чтобы пересечь Индийский океан. Следующим, самым протяженным этапом (8550 км) стал африканский. Маршрут был проложен через весь континент с юга на север — от Дурбана в ЮАР через Мозамбик, Малави, Танзанию, Кению, Эфиопию и Судан до Порт-Судана. Дальше я планировал переправиться на Аравийский полуостров, однако власти Саудовской Аравии так и не дали мне транзитную визу. В результате планы дальнейшего путешествия пришлось менять: негостеприимную Аравию мой Ford «объехал» на палубе корабля. От иранского порта Бендер-Аббас началась азиатская часть пути. После Ирана были закавказские республики — Армения, Грузия. 26 августа, перевалив по Военно-Грузинской дороге через хребет, въехал на территорию России: Ростов, Воронеж, где меня очень гостеприимно встретили члены местных клубов классических автомобилей. А добравшись до Тулы, я попал под опеку коллеги по увлечению ретро-«Фордами» Михаила, с которым еще раньше познакомился через Интернет. Михаил своими советами и рекомендациями помог мне без приключений доехать до самой Красной площади. — То есть на русской земле у вас приключений не было. А на африканских километрах, в Иране? Ведь это места, имеющие репутацию далеко не самых благоприятных для путешественника. — В России приключения были, но не со мной, а из-за меня. Дело в том, что мой столетний Ford стал объектом повышенного внимания у вас на дорогах. Особенно в республиках Северного Кавказа. Когда ехал по Кабардино-Балкарии, то в течение каких-то 15 минут произошло две аварии: водители машин, засмотревшись на столь непривычный для них ретроагрегат, потеряли контроль за обстановкой и в результате столкнулись друг с другом. К слову сказать, еще одно подобное же ДТП я невольно спровоцировал видом своей машины в иранском городе Сирджане. А в другом случае лихой иранец на видавшей виды Toyota Land Cruiser так увлекся, снимая меня на мобильный телефон, что едва не протаранил мой Ford.
Что касается африканских приключений... Пожалуй, самый страшный, или, лучше сказать, неприятный, эпизод случился в Кении. Там, когда проезжал по глухим деревням, местные мальчишки бросали в мою машину камни. Вот след одного из попаданий — видите: вмятина на левой задней двери. Конечно, африканская глубинка не слишком гостеприимна. Не раз приходилось ночевать прямо в машине, поскольку нигде поблизости не нашлось даже самой плохонькой гостиницы. Порой было трудно горючее достать. Особенно остро такая проблема проявилась на территории Малави. Это очень бедная страна, и там бензин купить на официальных заправках практически невозможно. Ну я приспособился договариваться с местными и заправляться нелегально, на черном рынке. Хотя цены там местные жители назначали астрономические. Между прочим, на одной из заправок — уже в Мозамбике — ее работники приняли меня за кого-то из членов команды, снимающейся в знаменитой британской автомобильной телепрограмме Top Gear.
Серьезной африканской проблемой стала жара. В Судане прожаривало сильно, нормой было 45 градусов в тени. Я боялся, что начнут рассыхаться и трескаться деревянные колеса, поэтому регулярно их смачивал водой. Колеса-то выдержали, а вот двигатель в итоге пришлось ремонтировать: из-за жары в Иране «полетела» прокладка головки блока цилиндров, но в местной мастерской сумели устранить такую аварию. — А дороги? — Да, они, конечно, в большинстве случаев не отличались качеством, в основном были проселки с ямами, ухабами. На одном из таких неровных участков у автомобиля даже оторвалось заднее крыло, не выдержав сильной тряски. Но я все-таки умудрялся за ходовой день проезжать даже в самых сложных дорожных условиях по 200–300 км. А рекордным стал 400-километровый «марш-бросок». — За этот год в пути вы ни разу не пожалели, что затеяли такое путешествие? — К сложностям был в общем-то готов. Как-никак я ведь автопутешественник со стажем: до этой поездки успел поколесить по 30 странам мира. Поэтому хорошо знаю, что такое приключение и каковы трудности поездки по чужой земле среди совершенно другого народа. Между прочим, один из своих прошлых автопробегов я совершил на ретромашине советского производства — «Москвиче» М-407 1961 года выпуска. На этой машине в 2007-м довелось проехать из Харькова на Украине через Румынию и Болгарию до греческого Корфу. — Нынешнее путешествие закончилось в Москве. Каковы ваши дальнейшие планы? — Приехав в вашу столицу, я буквально сразу же получил приглашение участвовать со своим автомобилем в очередной выставке олдтаймеров, как раз открывавшейся в эти дни. После ее завершения придет пора покидать Россию: срок визы моей истекает. Но поездка на старом Ford-T, видимо, продолжится. Собираюсь отправиться на нем — уже «сверх плана» — в Симферополь, где у меня есть знакомые. В дальнейшем этот заслуженный автомобиль, который с честью выдержал все испытания, я собираюсь продать. Однако скорее всего ему на смену придет другая старая машина, возможно, это будет даже советская модель (мне очень нравится, например, «Победа»-вездеход). Ведь завершать свои путешествия «в стиле ретро» я не собираюсь. |