фото: Сергей Иванов
То есть, вместо нынешней средней цены полиса ОСАГО в Москве, 4500 рублей, автомобилистам, придется платить около 6750 рублей. Впрочем, не все так однозначно, говорят эксперты и представители страховых компаний, опрошенные «МК». Мы спросили у них, насколько повышение тарифов целесообразно, не вызовет ли это массового недовольства автолюбителей и на сколько, по их мнению, реально возрастут тарифы. Глеб Славутский, директор по развитию и маркетингу компании «Автолокатор»: Социального недовольства избежать не получится. Сейчас для автовладельцев еще сохраняется возможность выбора между двумя видами тарифов: базовым и «дорогим» с большим лимитом по выплатам. Но это ненадолго. Страховщики апеллируют к повышению стоимости и обслуживания автомобилей, стоимости бензина и т. д. Возможным выходом из данной ситуации может стать ограничение рентабельности страховщиков по полисам обязательного страхования или использования технологических средств минимизации расходов. В свете наступления эры ГЛОНАСС и обязательного оснащения всех автомобилей телематическими блоками, страховщики могли бы задуматься об этом. Это позволило бы им создавать для клиента дифференцированный продукт. Принимать решение о выплатах в зависимости от характера использования автомобиля, данных по аварии, и создавать программы индивидуального страхования, продукты «Плати-как-ездишь» и «Плати-как-используешь». В Европе такая практика используется уже давно, причем сами страховые компании идут на это, осознавая свою выгоду. Виктор Мельников, заместитель генерального директора СК «Профсодружество»: Ситуация неоднозначная. Лимит ответственности страховщика по ущербу «железу» сейчас составляет 120 тыс. руб. А крупные города, например, Москва, становятся все более насыщенными дорогими автомобилями. Даже небольшая вмятина на «Лексусе» или «Лендкрузере» обойдется как раз в те же 120 тыс. руб. Так что с увеличением средней стоимости автомобиля в конкретном населенном пункте, увеличение лимитов логично. Другое дело, если речь идет о каком-нибудь селе, где машин мало и человек ездит со скоростью 40 км/ч и никогда не врезается. В таких случаях повышение стоимости обязательной страховки, конечно, может вызвать недовольство. Удорожание стоимости полиса от повышения лимита выплат зависит не напрямую. Судя по статистике расчета страховых случаев и повреждений, стоимость страховки растет в пять раз меньше увеличения лимита в процентном выражении. К тому же, страховщики используют индивидуальные подходы, систему скидок и надбавок («бонус-малус»). При низкой аварийности скидка может составлять до 50%, при большом числе аварий, надбавка — до 145%. Сергей Ковжаров, управляющий активами, финансовая компания «Aforex»: — Мы полагаем, что стоимость полисов с учётом новых тарифов может увеличиться на 40-50%. На самом деле увеличение стоимости полиса ОСАГО назрело, поскольку появляется все больше дорогих машин, при столкновении с которыми дешевый ОСАГО никак не упростит жизнь его владельцу. Поэтому многие автолюбители покупают расширенный ОСАГО уже сейчас, причем многие компании идут на такие маркетинговые ходы как продажа покрытия на 3 млн за 300 рублей. Люди, которые платят по 5-6 тысяч за ОСАГО, конечно, будут платить и за расширенное покрытие. Гораздо проще ехать и чувствовать себя защищенным, чем, потратив несколько сотен тысяч и или несколько миллионов рублей на машину, сэкономить несколько сотен или тысяч рублей. В конце концов, КАСКО уже стало само собой разумеющимся, и точно также подорожание ОСАГО позволит сделать конфликты на дороге менее болезненными. Это проще и для страховых компаний, которым не надо будет в случае небольшого покрытия ОСАГО подавать регрессный иск на автовладельца. Социального недовольства не будет, поскольку автовладельцы и так платят и транспортный налог, и покупают дорожающий бензин, и терпят выделенные полосы общественного транспорта, к тому же это не самая бедная часть населения. Михаил Крылов, аналитик компании «Альпари»: — Страхование авто и жизни вырастет в 3,3 раза, а предел ущерба при оформлении ДТП без вызова ГИДББ — в 2 раза. Базовые тарифы на ОСАГО, следовательно, поднимутся в 1,5 раза. Повышение ОСАГО вызовет не меньше социального недовольства, чем подорожание бензина. Так как расходы обязательные, возможны протесты. Но коль скоро мы и не такое видали, они ни на что не повлияют. Тем более что повышение не будет единовременным. Новые страховки будут внедряться как новый продукт, который можно попробовать и на который удобно перейти заранее, чем тратить время дважды. Денис Макаров, Руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование»: — Сейчас в Правительстве обсуждается вопрос повышения лимитов по ОСАГО. Это повышение действительно назрело. Во-первых, в стране обновляется в автопарк. Это постепенное изменение, но оно происходит — автопарк в целом подорожал с 2003 года, также как стоимость ремонта транспортных средств. Во-вторых, лимит выплат по нанесение вреда жизни и здоровью находится на очень низком уровне. Поэтому повышение лимитов является более чем разумным и необходимым. Для обеспечения обязательств по новым лимитам необходимо повышение страховых тарифов. Даже сейчас для многих страховщиков вид ОСАГО является убыточным, а, значит, повышение лимитов невозможно без повышения тарифов. Только в этом случае страховщики останутся в бизнесе и будет платить по страховым случаям. Избежать недовольства автомобилистов можно вводя повышения тарифов постепенно, допустим, на 25% в год, и вводя повышенные лимиты, допустим с 2015 года. В этом случае страховщики смогут накопить резервы для последующих выплат по повышенным тарифам. Это один возможных сценариев. |