фото: Кирилл Искольдский
План действий правительства по привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ, принятый в 2011г., пока так и остается планом. Об этом Козак заявил во время заседания рабочей группы экспертного совета при правительстве РФ по развитию ЖКХ. Чиновник сообщил, что будь он сам инвестором, тоже не пошел бы вкладываться в эту «черную дыру» российской экономики: «Если ознакомиться с правилами, которые действуют в этой отрасли, вряд ли пошел бы работать». По словам вице-премьера, сейчас основными сложностями для частных инвесторов остаются непредсказуемость действий государства в сфере регулирования отрасли, а также отсутствие внятных требований по качеству предоставляемых услуг. Как следствие, невозможно обеспечить необходимое качество предоставляемых услуг. - Госсредств на это нет и в обозримом будущем в тех объемах, которые требуются, не будет, - объяснил Козак. - Поэтому упор должен быть сделан на привлечение частных инвестиций. Министр по связям с Открытым правительством Михаил Абызов добавил, что в провале реализации плана виноваты, прежде всего, регионы. План по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс был утвержден правительством России в августе 2011 года. Он содержал два направления. Во-первых, это установление ответственности частных и государственных компаний за качество услуг в сфере ЖКХ. Во-вторых - установление долгосрочных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и ответственность госорганов за изменение принятых решений на долгосрочный период. Такая взаимная ответственность инвесторов и государства, по задумке, должна была сработать для привлечения частных инвестиций в этот сектор и повышения качества услуг. Владимир Путин 2 октября обрушился с критикой на реформаторов ЖКХ (за это в правительстве сейчас отвечает как раз Козак). «Не удалось выработать эффективных действенных механизмов преобразования этой сферы», - сказал президент на форуме «Россия зовет!». - Проблема этой отрасли в том, что она еще в советские времена создавалась как абсолютно не эффективная и затратная, - считает ВВП. - Вторая часть проблемы заключается в том, что государство в разовом порядке не в состоянии это сделать. Если это все перекладывать на плечи граждан,... я считаю, что это будет несправедливым. Это невозможно. Пока же проблемы как раз перекладываются на плечи граждан. С ростом тарифов на услуги ЖКХ можно согласиться лишь тогда, когда, во-первых, для этого имеются экономические предпосылки, а во-вторых, когда этот рост сопровождается повышением качества услуг, считает директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса Высшей школы экономики Виктор Колесник. К примеру, увеличение цены на газ еще как-то можно объяснить теми большими инвестициями, которые вкладываются в разработку месторождений, транспортировку, развитие инфраструктуры. А вот непрерывно дорожающие уголь и мазут вызывают недоумение. Мазут, к примеру, производят по технологиям 80-х годов прошлого века, и никаких новшеств, требующих для своей реализации значительных вложений, не появилось. Повышать на него цену - это значит поощрять устаревшие технологии. Непрерывно дорожающая питьевая вода также давно отстала от международных стандартов, а во многих случаях и до внутрироссийских не дотягивает. Смысл повышения тарифов на нее был бы понятен, если бы дополнительно собранные средства направлялись на улучшение положения дел. Но они растворяются где-то в управляющих и ресурсоснабжающих организациях. Там работает «много жуликов», заметил недавно премьер Дмитрий Медведев. Рычагов для исправления ситуации мог бы стать частный бизнес, но пока, по данным ВШЭ, менее одного процента необходимых сфере инвестиций поступает от него. Бюджет эти траты не тянет: например, одна только потребность в деньгах на капитальный ремонт всего жилфонда страны оценивается более чем в 3 трлн руб. |