Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства 20 сентября был хмур и зол. «Обсуждение проекта закона о федеральном бюджете на 2013 год и период 2014–2015 годов закончено, — отрезал он недовольным министрам. — Целый ряд решений был непростым, но все решения приняты». Восстановив дисциплину, Дмитрий Медведев добавил: «Бюджет — такая штука, которая никогда никому не нравится. Я когда работал президентом, он мне тоже не нравился. Но я всегда понимал, как трудно его склеивать» (смотри заметку «Медведев не захотел менять бюджет» в «МК» от 21 сентября). Ранее премьер-министр назвал бюджет «предкризисным». То, что бюджет не нравится министрам, которых обделили в финансировании, — полбеды. Беда, что он Президенту РФ Владимиру Путину не нравится (хотя он бюджет, вероятно, подпишет). Настолько, что Владимир Путин чуть ли не впервые решился на крутые меры в отношении высшего чиновничества. 18 сентября президент устроил министрам разнос. За то, что они вовремя не представили ему обоснованных предложений по реализации его указов от 7 мая. Главам Минрегиона, Минтруда и Минобрнауки были объявлены выговоры с занесением в трудовую книжку. 25 сентября был отправлен в отставку глава Росреестра Сергей Васильев (смотри заметку «Кадастр с точностью до 6 соток» в «МК» от 26 сентября). Его уход связан с торможением введения налога на недвижимость: из-за неподготовленности кадастра введение налога перенесено с 2013 на 2014 год. Когда головы летят, речь уже не о «порке», а о как минимум серьезных трениях в правительстве. Что происходит? Пожелавший остаться неизвестным источник по итогам заседания правительства 20 сентября пояснил «МК»: «Очень сложная мировая обстановка, связанная с экономическим кризисом, плюс очень нервно принимается бюджет. Риск будет для социальной программы, о которой Владимир Владимирович говорил во время своих предвыборных обещаний. Он обещал, что будет широкий пакет социальных преференций гражданам, высокие пенсии, индексации. Это может оказаться под жестким контролем. Будет рост зарплат, но строчка об этом в бюджете не появляется». В том и разгадка: склеить бюджет оказалось невозможно. В июне Госдума приняла новое бюджетное правило. Среднегодовую цену на нефть теперь нужно рассчитывать по значениям за 5-летний период (после 2015 года он станет 10-летним). В результате на 2013, 2014 и 2015 год цена на нефть определяется на уровне соответственно $91, $92 и $93 за баррель. Тогда как по макроэкономическому прогнозу она составила бы соответственно $97, $101 и $104 за баррель. А текущая цена нефти почти $110 за баррель и тенденции к серьезному снижению пока не демонстрирует. Нововведение серьезно ужесточило бюджет, но есть и другие нюансы. В рамках борьбы с дефицитом было решено сократить долю расходов в ВВП. До кризиса она составляла 18% ВВП, в кризис возросла до 24% ВВП, на будущий год ее сократят до 20,1% ВВП. Дефицит должен уменьшиться: на 2013, 2014 и 2015 года он планируется на уровне 0,8%, 0,2% и 0% от ВВП. Напомним, что в 2012 году дефицит был запланирован в размере 1,5% ВВП. Но, по последним прогнозам Минфина, уже этот год будет сведен с профицитом. С другой стороны, Президент РФ Владимир Путин издал в момент своего вступления в должность 7 мая ряд указов, серьезно увеличивающих социальную нагрузку на бюджет. Помимо повышения зарплат военнослужащим (оно состоялось) был обещан рост зарплат всем бюджетникам (учителям и врачам) до 100% от средней по региону, а преподавателям вузов — до 200% от средней. Эксперты отмечали, что для реализации всех предвыборных и поствыборных оформленных в указы инициатив президента необходимо будет изыскать в бюджете около 1,5 трлн руб. Получается, что одной рукой власть ратует за сокращение бюджетных расходов, другой — заставляет их повышать. А к тем, кто по старой чиновничьей привычке трудновыполнимые инициативы власти стремится саботировать и «замотать», применяются административные меры вплоть до отставок. Монарший гнев, однако, не коснулся авторов бюджета — Минфина и министра финансов РФ. Антон Силуанов улыбался: «Многие министры новые, со старыми мы уже притерлись, а сейчас разногласия серьезные». Тем не менее отстоять жесткую концепцию бюджета Минфину удалось. «Президентом были сделаны определенные замечания, но в целом бюджет не меняет свою направленность. Он достаточно жесткий. Мы снижаем уровень нефтегазовой зависимости», — пояснил Антон Силуанов. Однако чиновник признал, что проблемы с социальным блоком были. Он заявил: «Вставить в бюджет указы от 7 мая было непросто. Однако мы запланировали в 2013 году 277 млрд на их реализацию; в 2014-м — 381 млрд руб.; и в 2015-м — 487 млрд руб. Деньги пришлось искать внутри бюджета». Их, конечно, нашли. Ценой того, что 500 млрд руб. в расходах будут не прямыми выплатами предприятиям по госзакупкам, а госгарантиями, которые превратятся в живые деньги лишь по факту поставки. И речь не о товарах народного потребления, а о закупке вооружений. Часть расходов по «силовым» статьям перенесена на 2016-й и последующие годы (зарплат это не касается). Разумеется, профильные министры были этому, мягко говоря, не рады. Да и министр финансов тоже. Антон Силуанов признался, что при первой же возможности (если исполнение бюджета пойдет лучше запланированного) хотел бы их отменить, поскольку «этими обязательствами мы фактически залезаем в следующие годы». Но даже такими усилиями реализовать все социальные инициативы президента в бюджете 2013 года не удалось. Зарплаты всем бюджетникам будут повышены не до уровня 100% от среднерегиональных, а лишь на 6%. Это компенсация инфляции, но никак не озвученный президентом опережающий рост. Разлакомившимся на 200% от среднерегиональных зарплат преподавателям вузов также придется о них забыть: рост на 6% — и точка. Отсюда скандалы: какой смысл «представлять предложения» президенту, если Минфин их все равно не пропустит? А не представишь — выговоры и отставки. Впрочем, комиссию по реализации президентских указов премьер-министр Дмитрий Медведев 20 сентября в правительстве все же создал. И приказал доработать бюджет, увеличив зарплаты врачам. Но это уже ничего не изменит. Не скованные чиновничьей дисциплиной эксперты критикуют бюджет за антисоциальную направленность. Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, «Справедливая Россия»: «Бюджет не в состоянии решить ни социальные задачи, которые президент ставил в своих майских указах, ни осуществить инновационный сдвиг, ни обеспечить рост экономики. Он не стимулирует создание новых рабочих мест, не учитывает существенные изменения, необходимые пенсионной системе. Повышение зарплат бюджетникам и отсутствие сдвига в сторону инноваций оказались невозможны, потому что Минфин загнал всех в тупик новым бюджетным правилом, согласно которому деньги от экспорта не только нефти, но и газа не вкладываются в экономику, а все в большем объеме складируются в Стабфонде. Проблемы решатся лишь тогда, когда президент и правительство дадут четкий сигнал, что основные догматы финансово-экономической политики надо пересмотреть кардинально. Когда ошибки в расчетах и прогнозах совершаются из года в год, это как минимум заставляет сомневаться в профессионализме и эффективности авторов». Насчет Резервного фонда депутат права. В 2013, 2014 и 2015 годах в него положат соответственно 373, 596 и 818 млрд руб. Сейчас в Резервном фонде лежит 1 трлн 953,1 млрд руб., или $60,5 млрд. Причем еще в начале нынешнего года в нем было 811,5 млрд руб., или $25,2 млрд, то есть за 8 последних месяцев в копилку положили 1,1 трлн руб. Правительству нужно, чтобы в Резервном фонде накопилось 3,5 трлн руб., или 7% от ВВП. Тогда половину поступающих сверх этой цифры сумм начнут тратить на решение инфраструктурных проблем: строительство дорог, мостов, аэропортов. По прогнозам правительства, это произойдет не раньше 2015–2016 годов.
А пока бюджет не направлен на развитие. Это бюджет не бегуна за экономическим благополучием, а боксера, сжавшегося в ожидании удара. Но кто же нас бьет? Министр финансов назвал риск повторения мирового финансового кризиса и, как следствие, снижение цен на нефть «основным риском бюджета». В бюджете-2013 заложен рост ВВП на 3,7% (в нынешнем году — на 3,5%). Но Антон Силуанов пояснил: «Даже если рост ВВП в 2013 году будет нулевым, бюджет выдержит». Министр рассказал, что в бюджете предусмотрено почти 482 млрд руб. на антикризисные меры, причем 200 млрд руб. прямого антикризисного резерва. Как видим, сумма вполне сопоставима с 277 млрд руб., направленных на реализацию майских социальных указов президента. Эксперты по-разному оценили консерватизм и проистекающую из него антисоциальную направленность бюджета. Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко: «Для 2013 года рисков нет. Но основной риск всегда один: резкое снижение цен на российские углеводороды». С ним не согласен член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг: «Никаких рисков я не вижу, кроме того что бюджет снова будет перевыполнен. Распорядители бюджета любят говорить, что надо готовиться к кризису, поэтому деньги тратить нельзя. На самом деле никто не знает будущего, но исследования показывают, что ничего плохого не должно произойти. У нашего бюджета есть только один риск: ничего не делается для модернизации страны. Больше денег надо тратить на развитие, чего этот бюджет не предусматривает. Наш бюджет — это консервирование текущей ситуации, а на самом деле нужно развитие». Попытку примирить позиции, все равно вылившуюся в критику бюджета, предпринял глава Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Самый главный риск: в бюджете нет модернизации российской экономики. Мы приближаемся к эпохе глобальных потрясений. Когда мир рухнет в глобальной депрессии, единственным способом выжить будет ориентация собственного спроса. Бессмысленно создавать макрорынок, если он будет принадлежать не нам. Не занимаясь модернизацией экономики, мы создаем рынок для других. Все остальные риски носят технический характер. Не предусматривается значительное сокращение коррупции». А Оксана Дмитриева призывает копнуть глубже и заняться стратегическими проблемами: «Нужно провести детальный анализ бюджетных проблем. Шаг в верном направлении — отмена обязательного накопительного элемента в пенсиях, предложенный Минтрудом, — не был согласован финансово-экономическим блоком и встретил яростное сопротивление финансовых посредников. Накопительная пенсионная система и новое бюджетное правило — это „новые платья короля“, а „короли-то голые“. „Справедливая Россия“ об этом неоднократно говорила и при этом в отличие от правительства давала точные прогнозы по бюджету». Что касается пенсий, то дискуссия идет: до 1 октября ведомства должны представить президенту свои предложения. Некоторые из них, в частности Минфин, это уже сделали. Но о конкретике молчат: проблема больно уж острая. Видимо, сразу после внесения бюджета в Думу — после 1 октября — нас ждет много нового по поводу пенсий, и «МК» будет отслеживать новации. А пока очередным неприятным для населения нововведением стало перекладывание части социальных обязательств на плечи регионов. Например, сокращение ассигнований на здравоохранение в бюджете-2013 министр финансов РФ Антон Силуанов объяснил тем, что платить будет не федеральный центр, а система обязательного медицинского страхования — ФОМС. Минфин считает, что в дальнейшем на региональные бюджеты будет переложена еще большая доля расходов на образование. По мнению ведомства, региональные бюджеты будут прирастать на 1 трлн руб. в год. Борьбе с их дефицитами Минфин обещает помочь. Например, дефицит Москвы в 2013 году — 200 млрд руб., и он не сократился по сравнению с текущим годом. Правда, бюджетных ассигнований в 2013 году на сокращение дефицитов региональных бюджетов не предусмотрено. Видимо, правительство хочет постепенно переложить тяжесть социальных обязательств, в том числе и предусмотренных указами президента, на региональные бюджеты. И в 2013-м эта политика уже началась. Выдержат ли регионы — вопрос спорный. Пока ясно лишь то, что в предстоящую трехлетку пояса гражданам придется затянуть. Но, видимо, без этого не обойтись. Так, аналитики ОАО Банк ВТБ отмечают следующее: «Мы считаем, что более жесткая бюджетная политика является необходимой мерой, которая позволит избежать перегрева российской экономики и снизить инфляционное давление. В итоге она обеспечит более медленный (наш прогноз по росту ВВП на 2013 год — 2,0% год к году), но при этом более здоровый рост». |