Дискредитация антикризисных мер Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, подвел итоги бюджетной политики в прошедший кризис. Они получились неутешительными. Затратили на антикризисную оборону больше всех в мире – более 11% ВВП, а упали ниже всех в «двадцатке» – 7,9% ВВП. А, например, США бросили в пожар кризиса – 8,4% ВВП, весь мир в целом – 7%, а развивающиеся страны (Китай, Индия, Бразилия и пр.) ограничились всего лишь 4,2%. ВВП же в них, и прежде всего в Китае, вообще только вырос. Причина неэффективности антикризисной политики российского правительства заложена еще в начале 2000-х годов. К кризису привела политика 2003-2008 годов. По расчетам Гурвича, в это время доходы федерального бюджета росли в два раза быстрее темпов роста ВВП. Объясняется это просто – ростом мировых цен на нефть и увеличением налогообложения нефтегазового сектора. В 2009 году несмотря на кризис все выровнялось – доходы федерального бюджета росли в полном соответствии с динамикой ВВП. То есть, российская экономика растет только при экстраординальных условиях (во время «тучных лет») и может упасть даже в нормальных макроэкономичесмких условиях. Но главное другое – если до 2006 года бюджетные расходы и рост ВВП шли ноздря в ноздрю, то с 2007 бюджета затраты (напомним, это года выборов в Госдуму, когда решалась судьба «преемника» Путина) резко оторвались от своей базы – динамики ВВП. В годы кризиса отрыв увеличился. В результате, по расчетам Экономической экспертной группы, казна может в конечном итоге не выдержать двух всадников – бюджетников и макроэкономическое равновесие. Тем более, как заметил Гурвич, в бюджете-2011-2013 приоритеты сменились. На первое место вышла национальная оборона. В принципе и она нужна, но бюджетная аксиома проста – сколько собрали, столько и потратили. В противном случае кризисы возвращаются. Тем более, когда расходы на национальную экономику только сокращаются. Антинефтяник Шаталов Замминистра финансов Сергей Шаталов на «Гайдаровских чтениях» повторил свое кредо: отраслевые налоговые льготы вредны не только для бюджета, но и для самих адресатов. Хотя бы потому, что до последних они, как правило, не доходят. Заповедное «Сколково» Шаталов не упоминал. Но ясно было, что его волновали именно масштабные льготы для инноваторов. Но не для всех, конечно, а для «цифровых». Взамен Шаталов, как и прежде, предложил налоговые кредиты. Это отсрочка выплаты налогов под определенный процент. Впрочем, еще интереснее у Шаталова получилось с нефтяниками. Он предлагает ввести возможно уже с 2012 года налог на добавленный доход. При этом и НДПИ, и экспортные пошлины сохраняются. Хотя и корректируются (общее налогообложение отрасли остается прежним, но больше будут платить те, у кого лучше разработаны месторождения). Между тем, согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли для того, чтобы недопустить падение добычи нефти необходимы инвестиции от 7,2 трлн рублей (собственно Генсхема) до 8,6 трл рублей (по предложению Путина). Естественно, что источниками этих инвестиций могут быть только сами нефтяники. Для чего Генсхема и лоббирует для них налоговые льготы, Если же налоговое бремя останется как минимум прежним (о чем и говорит Шаталов), то о никаких дополнительных инвестициях говорить не приходиться. В этом случае Генсхема прогнозирует падение добычи к 2020 году минимум на 20% – до 380 млн тонн в год. А это значит, что главный двигатель российской экономики, да и всего общества, просто встанет. Но, с другой стороны, и Шаталов и Гурвич сошлись в одном – нынешняя нефтепереработка, которая только и может существовать при современной системе налогообложения, уничтожает из-за низкой глубины нефтепереработки до 3% ВВП. Поэтому, например, нужно резко поднимать экспортные пошлины на нефтепродукты. |