фото: Геннадий Черкасов
Как вспомнил глава фракции КПРФ Андрей Клычков, раньше в течение года депутаты вносили поправки в бюджет лишь в связи с неожиданными дополнительными доходами. Такого, чтобы дважды урезать расходы, еще не случалось в истории новой Москвы. Однако с этого года Налоговый кодекс РФ подкузьмил столице, разрешая создание т.н. консолидированных групп налогоплательщиков. Если перевести это на понятный всем язык, от столицы ушла львиная доля доходов от налогов нефтегазового сектора. В итоге, к примеру, поступления по налогу на прибыль — основному бюджетообразующему налогу — сократились уже на 53 миллиарда рублей. Меньше собрали налогов и с физических лиц, транспортного налога и пр. Совсем чуть-чуть потери смогли компенсировать неналоговые поступления (в частности, полученные правительством средства за счет продажи государственного и муниципального имущества), однако, по мнению председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, так Москва долго не протянет. Ведь как только поступают налоги от различных заводов-пароходов, тут же снижаются дивиденды от использования городской собственности (те же арендные платежи). Только за первые полгода 2012 года они снизились почти на 43%! Если так пойдет и дальше (а именно так и пойдет — в этом эксперты не сомневаются) и если власти не придумают еще каких-нибудь хитрых выходов из ситуации (на что все надеются), то, по мнению Антонова, скоро резать придется по живому, расторгая заключенные госконтракты и даже, возможно, урезая социальные обязательства. Как бы то ни было, подсчитав все убытки, власти решились на уже второе в этом году сокращение столичной казны: на 54 миллиарда по доходам и более 81 миллиарда по расходным статьям. Напомним, что в первый раз в середине года от казны пришлось откусить кусок в 20 миллиардов. Экономить в городе начали еще в начале года. Отказались от, как выразилась министр финансов города Вера Чистова, «отдельных мероприятий»; бесконечно «уточняли» контингент столичных льготников; даже залезали в резервный фонд, предназначенный вообще-то на случай чрезвычайных ситуаций и различных стихийных бедствий. «Все столичные приоритеты, несмотря на сокращение, сохраняются», — пытается успокоить население Вера Чистова. Тем не менее массивное сокращение всех городских программ наверняка бесследно не пройдет. Больше всего глава бюджетно-финансовой комиссии города Игорь Антонов переживает по поводу 16%-ного урезания программы «Жилище». Беспокоит его и сокращение по программе коммунальной инфраструктуры города на 14%: это значит, что придется вновь откладывать ремонт и реконструкцию одряхлевших труб, коллекторов, систем водоснабжения и пр. Все это в городе и так-то хронически недофинансируется, что выливается в различные аварии в системах подземных коммуникаций. На этом фоне сокращение почти на пятую часть программы индустрии отдыха и развлечений выглядит совсем уж несерьезным. К тому же власти уверяют, что сокращают программу социальных обязательств всего-то на 1,6% — за счет той самой «оптимизации» льготного контингента. Зато серьезно (на 30 миллиардов рублей) сокращается адресная инвестиционная программа города — та самая, на основании которой с участием инвесторов в Москве строят новые дома, школы, больницы, детсады... Правда, по каким именно статьям идет сокращение — депутаты Мосгордумы остаются в неведении: правительство просто не сочло нужным ознакомить их с деталями, решив все самостоятельно. Не в курсе и московские профсоюзы — они уже выразили свое возмущение ситуацией, попросив мэрию предоставить им обновленный вариант АИП. Думские коммунисты традиционно отказались голосовать за такой вариант казны. Более того — указали на нарушение закона: отдельной статьей предполагается разрешить использовать средства резервного фонда на выплату различных субсидий, что, по словам Клычкова, противоречит Налоговому кодексу. Позиция властей понятна: в середине года из средств резервного фонда пришлось экстренно оплачивать продуктовые пайки для полицейских, задействованных на «Марше миллионов», и повторения такой ситуации власти не хотят. Одобрив все поправки, единороссы заявили, что, поскольку в будущем ждать ничего хорошего не предстоит, нужно будет предельно аккуратно отнестись к формированию статьей бюджета-2013 и плановых показателях на 2014 и 2015 годы. Во что это выльется — станет известно уже очень скоро. |