фото: Александр Астафьев
Дмитрий Медведев готовит серьёзные изменения в налоговой системе России. По его словам, в ряде регионов необходимо ввести дифференцированные налоговые и инвестиционные режимы. Начать премьер предлагает с Дальнего Востока и Восточной Сибири. Как заявил глава правительства, у него уже давно зреет убежденность в том, что Дальний Восток и Восточную Сибирь не поднять без создания разных налоговых и имущественных режимов. «В этом случае у нас есть шансы все-таки привлечь какие-то дополнительные деньги, это совершенно очевидно», — сообщил Дмитрий Медведев. Однако стоит отметить, что целому ряду экономических ведомств эта идея не очень нравится. К тому же премьер не сообщает, какие именно налоги он собрался разделять. Это уже не первые попытки правительства помочь в развитии Дальнему Востоку и Восточной Сибири. Ранее предлагалось создать специальную госкорпорацию по совершенствованию этих территорий и наделить её исключительными правами. Госпрограмме намеревались передать в хозяйственное управление федеральную собственность и часть государственных функций. На нее не должен был распространяться закон о банкротстве и обязательство как некоммерческой организации отчитываться перед Минюстом. Отбором проектов должна была заниматься сама госкомпания, но утверждать её перечень всё-таки правительство. Создание такой «страны в стране» не пришлось по духу Минфину, и он стал всячески тормозить реализацию этого проекта. Правительство прислушалось к ведомству, и первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов заявил, что корпорации по развитию Дальнего Востока не будут предоставляться специальные права и финансовые ресурсы. Но и дифференцированных налогов с госкорпорацией, по мнению Медведева, недостаточно, что полностью развить Восточную Сибирь и Дальний Восток. Премьер также предложил создать специальный фонд для финансирования проектов по развитию этих регионов. По его словам, фонд послужит дополнением к уже существующему министерству по делам Дальнего Востока, как денежный институт. Эксперт «МК»: Алексей Скопин, профессор кафедры региональной экономики ВШЭ: По идее, дифференцированные налоги применяются в разных странах, но должны применяться очень точно. Как идея — это хорошо, но как будет применена — непонятно. Опыт такой, что осуществляются эти идеи очень плохо. Приближенные к власти бизнес-структуры, крупные компании выигрывают, а средний бизнес — проигрывает. Что касается госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири, то на уровне идеи поддержка со стороны экспертного сообщества есть. Очень крупные инфраструктурные проекты предлагают это сделать. Но когда дело доходит до реализации, происходит очень много проблем. Самая большая из них — нет чётких механизмов реализации таких проектов. |