фото: Геннадий Черкасов
Негусто. Нужно было столько лет экономить, чтоб потом смешить народ доходностью. Слава либералам: дилемма «копить нельзя вкладывать» решилась в пользу первого посыла. Тут еще одна новость подоспела. 6 августа премьер Медведев провел в литерном поезде по пути в Томск совещание по железнодорожным тарифам. В «штабном вагоне» обсуждался вопрос о предоставлении РЖД госгарантий по облигационному займу на 30 млрд рублей. Премьер так и сказал: «Нужны госгарантии — давайте госгарантии использовать». А где закредитованные «Российские железные дороги» деньги возьмут, а, Дмитрий Анатольевич? На внутреннем рынке — вряд ли, процент маловат, на внешнем и без него заемщиков хватает. И что для РЖД 30 миллиардов, если на модернизацию лишь восточного участка Транссиба, а также БАМа, давно исчерпавших пропускную способность, требуется около 1 трлн рублей, а в 2015 г. только на проценты по займам РЖД будет расходовать около 100 млрд рублей? Тупик. Из которого даже недавно созданный по принципу «кто в лес, кто по дрова» правительственный Экспертный совет не выведет. Аналогичные тупики — в автодорогах, энергетике, коммуналке, прочей инфраструктуре. К тому же бюджет не резиновый, гарантии до бесконечности штамповать не может. А в это время 4,6 трлн «суверенных» рублей лежат мертвым грузом. Господа небожители, если вы хотите сделать что-либо полезное для страны, вам срочно нужно создавать механизм финансирования инфраструктурных проектов за счет средств суверенных фондов. Проще говоря, Облигационный фонд Российской Федерации. А в качестве прообраза воспользоваться опытом Норвегии. Государственный облигационный фонд Норвегии создан 6 марта 2009 г. в соответствии с законом «О Государственном облигационном фонде». Максимальный объем средств фонда, поступающих из нефтегазовых доходов бюджета, — 50 млрд норвежских крон ($8,5 млрд). Фонд управляется государственной компанией «Фолкетригдфондет» (Folketrygdfondet), списочная численность сотрудников которой — 45 человек. Активы фонда разрешено инвестировать во вклады, депозиты и облигации норвежских эмитентов, а также эмитентов из США, Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции и стран Северной Европы. В облигации банков и других финансовых организаций можно размещать от 25 до 65%, в облигации юридических лиц — от 35 до 75% средств фонда. До 30% активов можно инвестировать в облигации, выпущенные предприятиями с оценкой кредитоспособности BBB и выше (по классификации Standard & Poor’s). Если компания-адресат не обладает рейтингами Standard & Poor’s, Fitch или Moody’s, «Фолкетригдфондет» вправе оценить кредитоспособность самостоятельно. Российский облигационный фонд следует создавать с предельным объемом от 1,5 до 3 трлн рублей ($50–100 млрд), причем формировать его не только за счет части нефтегазовых доходов бюджета, но и посредством пенсионных накоплений ВЭБа и НПФ, прочих долгосрочных ресурсов российских и иностранных инвесторов. Поскольку предлагаемый Облигационный фонд — суверенный, со всеми признаками государственного, иностранцы денежки понесут, можно не сомневаться. Пропорциональное дробление инвестиций можно калькировать с норвежцев (25% — финансовые организации, 75% — реальный сектор), установив, что в облигации одного эмитента размещается не более 10% активов. Приоритет должен быть отдан инфраструктурным компаниям, в ценные бумаги которых (или их профильных финансовых организаций) должно быть инвестировано не менее 75% всех средств фонда. Применительно к дорогам, водопроводу или канализации функционирование Облигационного фонда будет выглядеть следующим образом. Инфраструктурщики предоставляют заявку с бизнес-планом и гарантиями возврата средств, определяют доходность по облигациям и утверждают порядок погашения займа. Очевидно также, что для управления средствами Облигационного фонда, так же, как Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, должна быть создана специализированная государственная управляющая компания (Росфинагентство). Плата за услуги Росфинагентства измеряется не в процентном отношении, а по утвержденной Минфином смете и вычитается из совокупного дохода от размещения средств всех суверенных фондов. Особый предмет — доходность для сторонних инвесторов-пайщиков Облигационного фонда. Она должна быть не ниже уровня инфляции (в 2011 г. — 6,1%), в противном случае вложения в презентируемый финансовый институт (к примеру, пенсионные накопления) будут неинтересны. Еще один важный аспект. По ряду инфраструктурных проектов, по той же программе модернизации Транссиба и БАМа, инвестиционный «отбой» в среднесрочной перспективе не просматривается, горизонт начала отдачи находится в пределах двадцатилетнего периода. Причем это относится не только к РЖД, но и к другим потенциальным заемщикам Облигационного фонда. Здесь-то государство и должно подставить бюджетное плечо (те самые «медведевские» госгарантии), в определенные отрезки времени частично или полностью выплачивая ежегодный купонный доход (добавляя их к общей сумме долга). Обязанность сия не будет для бюджета обременительной: при общей сумме долгосрочных займов в 1 трлн рублей и среднегодовой доходности в 6% максимальная нагрузка для бюджета составит 60 млрд рублей, или 0,4% расходной части проектируемого бюджета на 2013 г. |