фото: Сергей Иванов
С 1 сентября кубометр холодной воды стоит 26,75 руб., водоотведение — 19 руб. Кубометр горячей воды в домах, потяжелел от 93,38 руб., до 116 руб. В зависимости от обслуживающей организации. Стоимость тепловой энергии достигла 1440,5 руб. за Гкал. Власти считают, что график увеличения тарифов в два приема — более плавный и безболезненный для населения. Сами люди, впрочем, думают иначе. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного metrinfo.ru. Москвичам предложили ответить на несколько вопросов. Первый вопрос был «вводным»: «Знаете ли вы о том, что тарифы на ЖКУ ежегодно растут?» 96,1% сказали «да», 3,9% — «нет». На вопрос, нужен ли четко установленный законом период, в течение которого цены на жилищно-коммунальные услуги будут подниматься, примерно треть респондентов ответили, что такой «график повышения» нужен: «конечно, человек должен на что-то рассчитывать»; «это было бы удобно»; «надо заранее знать, в каком месяце повысят». Однако приблизительно такая же по количеству участников опроса группа довольно скептически отнеслась к данной инициативе. Часть скептиков считают, что от смены «роковых» дат ничего не изменится, поскольку на материальном благосостоянии семьи это не отразится: «не пойму, что это даст»; «какая разница, они от этого меньше станут, что ли?». Прозвучали предложения изменить тарифы на «коммуналку» один раз и оставить надолго, а не дергать людей каждый год. Были предложены и более радикальные решения — никогда их не повышать: «лучше установить законодательно, чтобы они вообще не дорожали»; «увеличения тарифов уже не должно быть. Сколько можно, с 1991 года увеличивают»; «да вообще нечего их поднимать». Еще одно популярное мнение, как выяснили авторы исследования, — сначала следует повышать зарплату, а потом уже коммунальные платежи: «тарифы надо увеличивать соответственно увеличению заработной платы. А не сначала тарифы, а потом через два года зарплату»; «не пойму, как это связано со временем года, зарплаты так не растут»; «моя зарплата не растет в зависимости от времени года». Третий вопрос звучал так: «в какое время года повышение цен на жилищно-коммунальные услуги было бы менее болезненным?» Почти половина участников опроса сказали, что это «болезненно всегда, от времени года не зависит». Остальные разделились на мелкие группы, которые называли в качестве подходящего сезона разные времена года: лето («летом меньше жжешь электричества, поэтому удобно»), зиму («летом отпуска и так много расходов»), весну («человек всегда перед зимой покупает одежду, если еще и цены поднимут — тяжело»). Кроме того, довольно много респондентов отказались отвечать, заявив, что им все равно. И самый животрепещущий вопрос: «как вы считаете, почему в нашей стране тарифы ЖКХ только растут?» Самое встречающееся мнение было таким: потому что это Россия («мы бездарные управленцы»: «не очень эффективно ведем хозяйство»; «плохо экономим»; «нет соответствующего „пригляда“ за коммунальщиками», «запросы чиновников все время растут»). Некоторые считают, что подорожание связано в основном с инфляцией. Часть участников признались, что просто не понимают, почему это происходит. «Людей больше волнует не график повышения тарифов, а непосредственно сам факт ежегодного роста платежей, однозначно для них неприятный, — подводят итог авторы исследования. — И хотя у нас регулярно индексируют пенсии, социальные выплаты и зарплаты бюджетникам, повышение цен остается для них крайне болезненным. У тех, кто трудится не в бюджетной сфере, изменение зарплат происходит на усмотрение руководства компании, а не государства. Так что в целом люди тяжело переживают любое удорожание услуг, продуктов и товаров. И это, конечно, напрямую связано с невысоким уровнем жизни в стране большинства населения. Для обычных граждан предметы первой необходимости дорожают постоянно, при этом семейный бюджет почти не увеличивается, и позволить себе какие-то даже необходимые покупки, не говоря уже о развлечениях, с каждым днем они могут все меньше и меньше». |