Путевка в катастрофу

Путевка в катастрофу







«Внимание! С целью обеспечения полной безопасности необходимость провести временную эвакуацию жителей города в населенные пункты Киевской области. Для этого к каждому жилому дому сегодня, 27 апреля, начиная с 14.00 будут поданы автобусы. Рекомендуется с собой взять документы, крайне необходимые вещи, а также, на первый случай, продукты питания...» — говорил спокойный женский голос, обращаясь к жителям Припяти 27 апреля 1986 года.

В первые дни после аварии эвакуировали население, живущее на расстоянии 10 км от Чернобыльской станции, в последующие — населенные пункты, расположенные в радиусе 30 км. Таким образом, получилось несколько кругов контроля, или так называемая зона отчуждения, в эпицентре которой пульсировала разрушенная станция. Жителям запрещалось брать с собой вещи. Многие покинули родной город в домашней одежде. Даже домашних животных брать не разрешали. Чтобы не сеять дополнительную панику, припятчан заверяли, что через три дня они вернутся домой...

Сейчас Припять — город-призрак, в нем никто не живет, но люди все равно сюда приезжают. Множество украинских турфирм предлагают экскурсию в зону, привлекая клиентов тем, что они «увидят ее не через окно автобуса, а своими ногами обойдут много интересных мест». Сопровождающих называют не экскурсоводами, а проводниками.

— Этот вопрос этический, очень тонкий. Своеобразная дань уважения тем, кто погиб за весь этот период, — рассказывает работник киевской туркомпании Дмитрий Чернов. — Делается упор и на просветительских моментах. Ведь в СМИ очень много неправды, домыслов. Сегодня зона не так опасна. Ведь прошло уже 26 лет.









Как говорит Дмитрий, часовая прогулка по Новому Арбату в час пик нанесет больше вреда здоровью, чем день, проведенный в зоне. Кроме того, ссылаясь на медиков и экспертов, он уверял меня, что радиационный фон здесь намного ниже, чем в промышленных мегаполисах. Но надо сказать и то, что туристов по опасным местам все-таки не водят. Маршрут продуман и «обхожен» на протяжении 20 лет. Его отрабатывали сначала радиологи, ликвидаторы, потом ученые и уже в конце — проводники, более известные как сталкеры.

По мнению некоторых ученых, природа в этом месте даже процветает, поскольку воздействие радиации перекрывается отсутствием ущерба от деятельности и жизни человека. Уровень негативных частиц был опасным для жизни первые год-два, а затем он снизился в 1000–10 000 раз. Но, с другой стороны, стоит сказать и о том, что спустя 26 лет постоянное воздействие малых доз радиации продолжает негативно влиять на окружающую среду в 30-километровой зоне. Вокруг станции стало меньше птиц и насекомых, что свидетельствует о повышенном фоне.

Именно поэтому здесь нужно быть очень внимательным и осторожным. Одними из важнейших правил посещения этого места являются: строго следовать по пятам своего сопровождающего, ничего не брать с собой, а перед отъездом надеть плотную, закрывающую все части тела одежду и обувь. Некоторые фирмы предлагают купить спецовку за отдельную плату, около 600 рублей. Общая же стоимость поездки варьируется от 3000 до 5000 рублей.

 





Путевка в катастрофу


















 

Путешествие начинается в Киеве ранним утром. Двухчасовая поездка на автобусе до Припяти сопровождается показом фильма про трагедию, подробностями ее причин и последствий. Въезд в огороженную забором зону отчуждения протяженностью 5 тыс. кв. км происходит через КПП Дитятки, один из нескольких проходов на запретную территорию.

— Поскольку это все-таки режимный объект, людей пускают по утвержденным задолго спискам, а выйти они обязаны до пяти вечера. Доступ имеют не все. Посетителей с судимостью по некоторым статьям могут оставить за заграждением. Несовершеннолетние разрешения тоже не получат. Кроме того, заранее проверяется состояние здоровья человека, — поясняет Чернов.

За железной решеткой начинается другой мир. Заброшенные села, покосившиеся дома, улицы, заросшие деревьями. «Жуткие ощущения. Все переворачивается внутри тебя. Всплывают какие-то детали, кадры фильмов. По некоторым данным, в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 тыс. случаев уродств у новорожденных, 10 тыс. случаев рака щитовидной железы, и ожидается еще 50 тыс. Мы не выходили, ехали до Чернобыля», — рассказывает один из участников такого похода Константин Урицкий.

Чернобыль находится еще за пределом 10-километровой зоны. Это действующий город с работающей инфраструктурой. Здесь живут так называемые «самоселы», старики, вернувшиеся после аварии, и вахтовые работники, следящие за радиационным состоянием местности.

Там с группой проводят подробный инструктаж и раздают карту-схему зараженных участков. За время поездки люди останавливаются на обзорной площадке рядом с самой станцией, посещают пруд-охладитель, чернобыльский порт, музей, памятник местным пожарным, первым прибывшим на место катастрофы, и, конечно, саму Припять. «В 10-километровом очаге заражения жестко запрещается пить алкоголь и отходить от проводника. Кое-где остались очаги радиации, где, пробыв пару минут, можно получить дозу. Сегодня уже нельзя заходить в здания, поскольку многие из них в ветхом состоянии», — объясняет представитель туркомпании.

Группа через второй КПП въезжает в следующий запретный круг. Здесь сопровождающие еще раз призывают быть внимательными и не сходить с асфальта.

— После эвакуации мародерами похищено все что можно. Отпиливали даже батареи. По рассказам гидов, сейчас уже не увидишь тех жутких картин с оставленными игрушками в детских садах или школьных классов, на столах которых лежат тетрадки с прописью, как будто дети только что вышли из комнаты...

Хорошо запомнился ему и местный стадион, где прямо из беговой дорожки, пробив асфальт, растут деревья. Не забыл он показанные по всем каналам так и не открывшиеся детские аттракционы, сейчас превратившиеся в груду проржавевшего, с остатками разноцветной краски железа. К слову сказать, это одно из самых «грязных» из посещаемых мест. «Кстати, некоторые „декорации“ — в виде нотной тетради с разлитыми на ней чернилами, куклы, распростертой среди битого стекла, или противогазов, разбросанных по школе, — воссоздали гораздо позже фотографы и редкие любители такой экзотики. От того настоящего мало что осталось», — добавляет Константин.

В конце он тихо признался: «Припять по своему строению очень похожа на Курчатов Курской области, мой родной город. Там тоже абсолютно такая же станция — Курская АЭС, такие же реакторы старого типа». Одинаковые жилые дома, школы, спорткомплекс «Энергетик», названный так же, как в городе-призраке, даже памятники в честь «мирного атома». Все очень похоже, разве только жизни нет. «Жуть. Пробирает до костей. Я там даже нашел свой дом... то есть его копию, — сказал мой собеседник. — Мне стало страшно».

Другие экскурсанты рассказывали про следственный изолятор, склад брошенной техники и, пожалуй, самый сильный экспонат — ковш. По их словам, если «залезть в него с дозиметром, то аппарат начинает захлебываться от писка, показывая сильнейший радиоактивный фон». Как они предполагают, эта часть экскаватора может быть одной из тех, чем разбирали завалы на ЧАЭС.

На обратном пути все проходят обязательный пункт дозиметрического контроля. Периодически бывает, что у посетителей радиационный фон превышает допустимую норму. По словам специалистов, от невидимого «груза» избавляются, просто помыв обувь водой.

Заповедник Тунгусский — мифическое место. Его история напрямую связана с изучением странного и до сих пор до конца не расшифрованного природного явления, произошедшего 30 июня 1908 года. В этот день в семь с небольшим часов утра в междуречье Подкаменной Тунгуски, в 70 километрах от поселка Ванавара, произошел сверхмощный взрыв космического объекта до сих пор не установленной природы, названного впоследствии Тунгусским метеоритом. Напомню, что эту волну зафиксировали обсерватории по всему миру. На самом месте были повалены деревья на территории более 2000 кв. км, а стекла домов выбило в нескольких сотнях километров от эпицентра. В течение нескольких дней на территории от Атлантики до Центральной Сибири наблюдались интенсивное свечение неба и фосфоресцирующие облака.

Существует огромное количество гипотез по поводу его происхождения, но единую не признали так и до сих пор. Серьезной поддержкой пользовалась версия искусственного происхождения, то есть о крушении в сибирской тайге корабля внеземной цивилизации. Надо сказать и то, что сейчас заповедник — место паломничества не только туристов, интересующихся уникальным явлением, но и любителей нетронутых чистейших лесов, кристального воздуха и незамысловатого походного быта. Сразу же предупрежу, что такие походы напоминают больше экспедиции с рюкзаками, палатками и длинными марш-бросками, чем расслабленный отдых в уютном домике на берегу реки.

— У нас есть несколько видов маршрутов — пеший, водный, смешанный и вертолетный. Последний наиболее легкий, первый — самый сложный. Цены очень разные. От 80 до 180 тысяч, но расчет идет сразу на несколько человек, от 1 до 14. Так что итоговая сумма оказывается не такой большой. В стоимость входят продукты, бензин, авиационное топливо, — рассказывает сотрудник заповедника Виталий Рыженков.

Сопровождают группу профессиональные экскурсовод и инспектор. Последний следит за безопасностью людей. Как говорят работники заповедника, тайга там настоящая, и может случиться все что угодно. Нередко туристы встречаются с дикими животными.

Живут туристы в специальных домиках, расположенных на всем протяжении маршрута. Так как базы находятся в центре тайги, горячей воды и отопления в них нет. Все припасы, вещи и снаряжение несут сами участники экспедиции в рюкзаках. Приготовлением пищи занимаются тоже туристы.

— Мы проходим по местам Кулика — первого исследователя тунгусского падения. Бываем и на месте самого крушения. Сейчас это огромная поляна с болотами, поросшими мхом и молодым лесом, — рассказывает Рыженков.

Интересно и то, что на этой территории нашли шесть стоянок древнего человека. Археологи обнаружили множество свидетельств быта и культуры людей, живших здесь в III–IV тысячелетиях до н.э. Главное, чем рекомендуют здесь запастись, так это терпением в течение длинных походов и непромокаемой одеждой, поскольку даже летом погода здесь меняется очень быстро и часто.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей