фото: Сергей Иванов
Как рассказал «МК» один из владельцев сети независимых АЗС, пожелавший остаться неизвестным, с 1 по 5 сентября этого года МНПЗ без объяснения причин отказывал в продаже бензина марок АИ-92, 95 и 98. «Эта ситуация, подогреваемая новостями о скорой остановке завода, не могла не отразиться на биржевых ценах на топливо. Сегодня тонна АИ-92 стоила 33,7 тыс. рублей, а тонна АИ-95 — аж 38,5 тыс. Плюс доставка из Ярославля 900 рублей и перевалка 400 рублей за каждую тонну. Покупная цена 95-го для нас оказалась 30,6 рубля за литр. С учетом налогов, зарплат сотрудникам и прочих расходов мы вынуждены устанавливать цену в рознице на уровне 33–34 рублей», — пожаловался наш источник. Он сразу оговорился, что торговать по такой цене вряд ли кто-то станет — все клиенты станут заправляться на АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям, которые сегодня могут себе позволить держать цену ниже 30 рублей за литр. Но в случае, если ситуация не изменится в ближайшие дни, большинству независимых игроков, как и в прошлом году, придется занять осадное положение, попросту простаивать. Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша комментирует: «МНПЗ, хоть пока и работает на полную мощность, видимо, уже решил делать некоторые запасы, что означает ограничения в продаже топлива для АЗС. Естественно, в первую очередь это касается независимых игроков рынка, так как об избирательном подходе „Газпром-нефти“ известно давно». Эксперт отмечает, что после остановки МНПЗ на ремонт ситуация может совершенно выйти из-под контроля. «Честно говоря, на этот случай у меня вообще нет готовых рецептов. МНПЗ в месяц производит примерно 150 тыс. тонн бензина — все это для московского рынка. После остановки завода эти объемы придется возмещать регионам. Как это будет осуществляться, я себе плохо представляю», — недоумевает Аркуша. Вся надежда, по мнению президента РТС, на Федеральную антимонопольную службу. «Проблема в том, что ФАС чаще всего работает уже по факту, то есть беде сначала предстоит случиться, а потом с ней будут разбираться», — отмечает Аркуша. «Заградительные пошлины на бензин уже не защищают внутренний рынок. Согласно данным расчетов экспортного паритета на прямогонный бензин, цена на него росла в августе с 27 000 до 31 000 рублей за тонну. Естественно, что нефтяникам стало выгодно отправлять его на экспорт, не связываясь при этом с процессами вторичной переработки и облагораживания бензина. Этот фактор помимо опасений дефицита из-за плановых остановок НПЗ и ускорил рост оптовых внутренних цен на бензины. Только за три дня биржевые цены на АИ-95 и АИ-92 подскочили более чем на 1000 рублей за тонну», — называет еще одну причину для роста цен аналитик топливного рынка Виктор Костюков. |