Автоэксперты любят вспоминать историю о том, как представители американского автопрома пришли к Рональду Рейгану и попросили его изгнать с рынка заполонивших его японцев. Рейган ответил: «Не вижу проблемы. Делайте автомобили лучше, чем у конкурентов, и люди будут их покупать». Наши чиновники так бы не ответили ни за что. В кризис Владимир Путин вытащил отечественный автопром из ямы при помощи денег российских налогоплательщиков. С 1 сентября история повторится, потому что изделия российских производителей пока не настолько оторвались от уровня «ведер с гайками», чтобы конкурировать с иномарками. На этот раз власти спасут автопром более хитро — при помощи нового таможенного сбора, который по европейскому образцу был наименован «утилизационным». Вот только в Европе вещи называют своими именами: покупатель любого авто платит 100–200 евро именно за грядущую утилизацию. Наши же чиновники додумались до парадокса: по их схеме стоимость утилизации кардинально зависит, во-первых, от страны происхождения авто, а также от объема двигателя. Так, утилизационный сбор для подержанной иномарки, по предварительным расчетам, влетит в сумму от 106 тыс. до 700 тыс. рублей. При этом утилизацию новой иномарки чиновники оценили в 17–110 тыс. рублей. Дальше — совсем бред какой-то начинается — утилизационная наценка на изделия отечественного автопрома составит сущие копейки. Дело в том, что отечественных производителей от уплаты сбора освободили — им достаточно будет дать гарантии, что их товар будет утилизирован. И это все при том, что утилизация в России практически бесплатна и есть компании, которые готовы по заявкам сами вывозить автомобили как металлолом! Далее начинается путаница в показаниях. Так, оба члена тандема вроде бы не скрывают протекционистскую подоплеку нового сбора. Владимир Путин и Дмитрий Медведев сообщили, что поток иномарок, который должен был хлынуть в нашу страну после снижения пошлин из-за ВТО, помешает нашему автопрому. Минпромторг тут же выдал в качестве предложения те самые ставки с беспрецедентными поправочными коэффициентами на возраст авто, объясняя их размер заботой об окружающей среде. Деньги, полученные от плательщиков сбора, однако, пойдут именно на строительство пунктов по утилизации автомобилей. В среду выяснились и другие дикие подробности «дела утилизации». Федеральная таможенная служба торжественно объявила, что с первого дня осени начнет взимать утилизационный сбор со всех, кто перевозит иномарки через границу. При этом сколько точно взимать, пока никто не знает, потому что постановление правительства с коэффициентами сбора еще не принято. И это за два дня до официального введения сбора! В Минпромторге дать «МК» разъяснения по этому поводу до подписания номера не успели. Оказалось также, что хоть граждане и заплатят утилизационный сбор (он будет включен в стоимость авто), но когда они смогут бесплатно утилизировать своих «железных коней», неизвестно. Системы пунктов утилизации пока нет, как и постановления на эту тему. И это еще не конец переполоха: разгромные ставки от Минпромторга вдруг раскритиковал Минтранс. Согласно комментарию министерства, их коллеги не озаботились финансово-экономическими расчетами, которые обусловливали бы введение таких сборов. Если ставки и коэффициенты окажутся необоснованно завышенными, считают в Минпромторге, это может привести к повышению стоимости перевозок, снижению объема перевозимых грузов, уходу с рынка малых и средних предприятий, потере рабочих мест, росту инфляции и т.д... Так что дозащищаем отечественные «ведра с гайками» до транспортного коллапса! |