фото: Геннадий Черкасов
Дело в том, что с 1 июля 2013 года (частично с 1 апреля 2013 года) вступает в действие закон от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика...». Документ крайне любопытный как по содержанию, так и по времени его принятия. Если читатель помнит, то 10 июля 2011 на Волге перевернулся и затонул теплоход «Булгария». Несколько сотен жертв и огромный материальный ущерб вынудили государство провести тщательное расследование. По его результатам выяснилось, что перевозчики в России—частные, а компенсации родственникам жертв и пострадавших должно почему-то платить государство. За потерю жизни тогда заплатили из бюджета около 1 млн. руб. каждому пострадавшему. Но транспортная катастрофа достаточно редко бывает вызвана стихийными бедствиями. Та же «Булгария» затонула прежде всего потому, что был неисправен корабль. Транспортные компании должны заботиться о безопасности пассажиров, а если уж не позаботились—платить. Из прибыли и много. Помимо всего прочего, государственная компенсация приводила к несправедливости. Предположим, в одинаковых обстоятельствах транспортной катастрофы погибло два человека—один в декабре, другой в январе (в больнице, например, умер). Компенсацию родственники получат разную. Почему? А бюджет другой: следующего года. Порочная ситуация сложилась потому, что не было закона. Как это ни цинично, но человеческую жизнь нужно оценивать в рублях. Ведь делить покойников на первый и второй сорт—еще более цинично. 14 июня необходимый закон был принят. Человеческая жизнь в России стоит 2,25 млн. руб. И будет индексироваться в связи с инфляцией. А платить придется транспортникам. Год им дан на создание соответствующих фондов, выбор надежных страховых компаний и тому подобную работу. Правительство дело на самотек не пускает. Сегодняшняя публикация Минфина—подробное, с цифрами предписание транспортникам о том, как им эти страховые фонды формировать и сколько за каждого пассажира туда вносить. Но пассажирам тоже радоваться рано. Конечно, установленная законом минимальная компенсация за порчу имущества в 23 тыс. руб.—это прекрасно (раньше и 6 тыс. руб. было проблематично получить). Но не исключено, что транспортники пожелают переложить часть расходов на плечи пассажиров. И с 1 апреля илис 1 июля следующего года повысят (или введут) страховые сборы с них, что немедленно вызовет подорожание билетов. Будем надеяться, что этого не произойдет, а строгий Минфин проследит за процессом. |