Тарифы вырвались на волю

Тарифы вырвались на волю













фото: Кирилл Искольдский





В июле собственники жилья получили от властей очередной «подарок»: выросли тарифы за содержание и ремонт жилых помещений, на холодную и горячую воду, водоотведение, тепловую и электрическую энергию, газ. А с 1 сентября начнется новое наступление цен: подорожают тарифы за холодную и горячую воду, услуги водоотведения и тепловую энергию. Далеко не всем гражданам по карману такая коммунальная «нагрузка».

По оценке Контрольно-счетной палаты столицы, москвичи задолжали за услуги ЖКХ почти 1 млрд рублей. Сумма приличная. Однако исправить ситуацию шансов мало: в России не работают механизмы воздействия на должников. В результате управляющие компании (УК) тратят колоссальные усилия на выбивание долгов: делают выверку расчетов, проводят претензионную работу и готовят иски в суд. Но победа в суде не гарантирует успеха в расчетах: судебные приставы не горят желанием общаться с алкоголиками, наркоманами, тунеядцами и безработными. С них нечего взять. Вот и получается, что добросовестный владелец жилья должен платить за себя и за недобросовестного соседа. Иначе за долги дом отключат от электричества, воды и газа, а подъезды придут в плачевное состояние.

Оплата за коммунальные услуги включает в себя текущий ремонт жилого дома, в том числе ремонт подъездов, водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения. На практике в первую очередь оплачивается задолженность перед монополистами-поставщиками ресурсов. Именно они пролоббировали такую схему, по которой управляющие компании обязаны возместить им все свои расходы. Именно монополисты, а не главы ТСЖ или УК, постоянно повышают коммунальные тарифы. При этом «Мосводоканал», «Мосгаз» и МОЭК не хотят работать с жильцами напрямую — заключать договор с каждым собственником квартиры. Никто из монополистов не хочет объяснить гражданам, по каким параметрам формируются тарифы. Ценообразование услуг в сфере ЖКХ, похоже, является главной коммерческой тайной страны. А ведь именно рост коммунальных тарифов во многом формирует годовую потребительскую инфляцию.

Отметим, что монополии в сфере ЖКХ неподконтрольны гражданскому обществу. Нередко поставщики под шумок фактически навязывают населению свои услуги. Наверняка каждый из жильцов обращал внимание на удивительный факт: иногда в теплые дни апреля к горячим батареям нельзя прикоснуться. Но никто и не собирается экономить энергию и снижать температуру обогрева жилья. Также широко распространена практика, когда зимой по ночам энергетики резко сокращают поставку тепла в квартиры. Дело в том, что на разогрев остывшего от мороза дома расходуется гораздо больше энергии, чем при стабильном тепловом режиме. Секрет раскрывается просто: чем больше расходы монополии, тем больше заплатят владельцы квартир. Монополизм поставщиков услуг, их непрозрачная тарифная политика остаются главным тормозом реформы ЖКХ.

Тормозит коммунальную реформу и пассивность самих жильцов. Многие по привычке живут по принципу «моя хата с краю». К сожалению, редко кто осознает себя владельцем общедомовой собственности. Случаев проявления гражданской активности в поддержании общественного порядка немного. Многие молчаливо проходят мимо местных вандалов. А ведь для этого не обязательно бежать в суд. Достаточно сообщить в УК или ТСЖ имя хулигана, «разукрасившего» стены или разбившего стекло в подъезде. Реальные перемены начинаются в голове человека. И пока каждый из нас не станет рачительным хозяином своего жилья, самые умные и полезные реформы будут топтаться на месте.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей