Потребление электроэнергии непрерывно растет. По прогнозу экспертов Международной экономической комиссии, в 2025 году человечество будет потреблять в два раза больше электроэнергии, чем в 2007 году. При этом доля освещения в этих расходах составляет 19%. Чтобы поддержать экономику, многие страны развивают энергосберегающие инновации и сворачивают устаревшие технологии. В Евросоюзе, к примеру, лампы накаливания будут запрещены уже в сентябре этого года, а через 4 года вне закона окажутся почти все галогенные лампы. Россия встала на путь запрета ламп накаливания 1 января 2011 года. Согласно закону об энергоэффективности и энергосбережении, в прошлом году прекращено производство и продажа ламп мощностью 100 ватт и более, в 2013 году с прилавков исчезнут лампы мощностью 75 ватт, а в 2014-м — 25 ватт. Причина отказа от ламп накаливания — их крайне низкая эффективность. Только 5% потребляемой «лампочкой Ильича» электроэнергии тратится на освещение, остальные 95% уходят на выработку тепла. Для сравнения, у компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) на выработку света идет 25% потребляемой электроэнергии, а у светодиодных — более 80%! «Старые» лампы проигрывают инновационным конкурентам как по световой отдаче, так и по сроку службы. Если средний срок службы лампы накаливания — 1 тыс. часов, то у КЛЛ этот показатель достигает 15 тыс. часов. А LED-лампы вообще вне конкуренции: они светят более 50 тыс. часов. Качественные же светодиоды могут служить и 100 тыс. часов. То есть на 6–8 лет можно смело забыть об источниках света. Однако у люминесцентных ламп имеются существенные недостатки. Они не сразу выходят на полную яркость и не предназначены для частого включения-выключения. Кроме этого, данные лампы содержат вредную ртуть. И если европейцы сумели создать развитую сеть приема отработанных люминесцентных ламп, то в России вопрос утилизации опасного жидкого металла остается открытым. LED-лампы экологически безопасны, берегут электросети (за счет низких питающих токов (0,34 А) и отсутствия пусковых) и, что особенно ценно для России, устойчивы к перепадам напряжения и стабильно работают в морозы. Но и они имеют недостаток — высокую цену. Светодиодные аналоги лампы накаливания мощностью 40 Вт (от 350 лм) стоят в нашей стране от 600 рублей, 60 Вт (от 600 лм) — от 700 рублей, 75 Вт (от 920 лм) — от 900 рублей, 100 Вт (от 1220 лм) — от 2000 рублей. И хотя лидеры отечественного рынка дают на LED-продукцию гарантию сроком до 10 лет, инновации еще не завоевали массового покупателя. Впрочем, падение цен — лишь вопрос времени. По мнению Льва Свиридова, директора направления маркетинга и продаж компании «Оптоган», за 3 года стоимость светодиодных ламп снизится в 4 раза: в 2 раза за счет увеличения объема производства и расширения внедрения и еще в 2 раза за счет совершенствования технологии. В качестве примера можно привести опыт Европы: если пару лет назад в ЕЭС средняя цена качественных LED-ламп составляла 30 евро, то сегодня довольно яркие светодиодные лампы (эквивалент 32 Вт) продаются за 9,99 евро. Новая волна снижения цен на светодиоды начнется в России уже в конце этого года, уверены специалисты. В настоящий момент производство светодиодов является одной из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей в общемировом масштабе. Тон на мировом рынке светодиодов задают несколько игроков. На азиатском рынке солирует японская корпорация Nichia, на американском тон задает Cree, а продукцию голландской Philips принято ассоциировать с европейскими технологиями. Процесс производства светодиодов сложен и высокотехнологичен, поэтому он уникален в каждой компании. Первые в нашей стране энергосберегающие светодиодные светильники были установлены осенью 2007 года в подземном переходе столичного метро «Рижская» по заказу Мосгорсвета. За годы эксплуатации потребление электроэнергии в переходе снизилось в два раза. Традиционно инновации быстрее всего внедряются в Москве и Санкт-Петербурге, однако постепенно интерес к ноу-хау появляется и в регионах. Особенно в этом преуспели в Томске, Красноярске, Сочи, Нижнем Новгороде, Волгограде, Махачкале и Казани. Среди крупного бизнеса отличилась РЖД, которая активно внедряет светодиодное освещение на своих станциях. Популяризация светодиодов в стране отразилась на количестве игроков на рынке. Сейчас помимо крупных международных корпораций значительную часть рынка занимают российские производители, сумевшие занять стабильные позиции на локальном уровне.
По словам гендиректора компании «Светлана-Оптоэлектроника» Алексея Мохнаткина, процесс вторжения светодиодных технологий начался с дежурного, аварийного, ночного интерьерного и «маркировочного» освещения, подсветки знаков и табличек. «С ростом световой отдачи и удешевлением приборов светодиодная „экспансия“ распространилась не только на локальное, но и на общее освещение, в котором лидирующее положение пока занимают традиционные лампы накаливания и галогенные лампы (жилые помещения) и люминесцентные лампы (офисные и производственные помещения)», — подчеркнул г-н Мохнаткин. «В последнее время в России растет спрос на предлагаемую нашей компанией LED-продукцию усовершенствованной технологии COB (Chip-On-Board) с повышенным потреблением мощности», — сообщил «ЭВ» менеджер департамента планирования корпорации Citizen Electronic Юкио Кагами. К сожалению, светодиодные решения занимают в России пока небольшую долю рынка. «Сегодня технологии на основе LED чаще всего применяются в архитектурном освещении и офисном сегменте, где основной спрос поддерживается международными корпорациями, нацеленными на устойчивое развитие, — отметил глава Philips „Световые решения“ Питер ван Беркель. — Высок потенциал перехода на светодиодное освещение и в индустриальной сфере. Благодаря энергоэффективности этого решения, сокращению стоимости владения светильниками и увеличению срока службы расходы на освещение могут быть снижены на 70%, а срок окупаемости инвестиций на промышленных предприятиях составляет от двух до пяти лет». Согласно данным «Роснано», сегодня на энергосберегающие лампы приходится 42% мирового рынка. При этом 38% в этой группе источников света принадлежит компактным люминесцентным лампам и только 6% светодиодным. Ожидается, что в текущем году объем мирового рынка светодиодного освещения достигнет $7 млрд. При том что объем мирового рынка светотехнической продукции всех видов в целом составляет около $70 млрд., а стоимость энергии, ежегодно расходуемой на освещение, составляет порядка $40 млрд. Использование светодиодного освещения позволит к 2025 году на 50% сократить эти расходы. Уже сейчас LED-лампы с успехом используются рядом мировых держав. Так, в 2007 году по инициативе американской компании Cree была запущена программа LED City, цель которой — продвигать светодиодные технологии в общем наружном и внутреннем освещении. По оценке Департамента энергетики США, в течение ближайших 20 лет активное внедрение новых технологий в освещении позволит сократить спрос на электроэнергию на 62%. Благодаря переходу на светодиоды США сможет отказаться от строительства 133 электростанций. Все это в итоге позволит сэкономить примерно $280 млрд. Большое внимание развитию светодиодов уделяют и в Стране восходящего солнца. «В прошлом году в Японии доля LED-технологий среди светильников, используемых на открытом воздухе (уличные фонари, охранное освещение и т.п.), достигла 25%. Мы полагаем, что к 2020 году она превысит 70%. Сейчас LED-лампы освещают в стране 17% жилых домов, 20% учреждений, 23% магазинов», — отметил Юкио Кагами. Как считает Питер ван Беркель, потребителям важно отдавать предпочтение качественным продуктам, а не ориентироваться на цену. По его словам, каждый выращенный в партии кристалл отличается от других своими характеристиками, например по спектру излучаемого света. «В процессе биновки отбираются кристаллы с наиболее близкими характеристиками друг к другу. Это делается для того, чтобы потом кристаллы светили одинаково в лампе или светильнике. Естественно, что прошедшие такую процедуру кристаллы стоят дороже и идут в высококачественную продукцию. Все оставшиеся кристаллы продаются гораздо дешевле другим производителям светодиодной продукции. Таким образом, кристаллы, произведенные на одном заводе и в одной партии, отличаются по качеству. Вот отсюда и разница в цене конечного продукта», — пояснил г-н ван Беркель и рекомендовал доверять светодиодному оборудованию признанных игроков светотехнического рынка. Совет актуален. Ведь, как признают специалисты, сегодня российский рынок условно делится на производителей светодиодов и компании, осуществляющие «гаражную» сборку на основе дешевых комплектующих из Юго-Восточной Азии. «К сожалению, китайская продукция или светильники, произведенные из дешевых комплектующих, не всегда соответствуют должному качеству и заявленным характеристикам, хоть и отличаются низкой стоимостью», — заметил Лев Свиридов. По его мнению, многих потребителей, которые столкнулись с низким качеством и частыми выходами из строя таких светильников, потом достаточно сложно убедить в преимуществах и выгодах использования светодиодов. Помимо «гаражной сборки» дешевых комплектующих из Юго-Восточной Азии производителей светодиодов волнуют и другие проблемы. «В России ощущается недостаток государственной поддержки энергоэффективных проектов на законодательном уровне. Переход на инновационные решения одобрен Правительством РФ с 2009 года, однако для дальнейшего распространения светодиодов необходимо принять ряд стимулирующих мер, например, ввести налоговые льготы для предприятий, использующих энергоэффективные решения», — отметил Питер ван Беркель. По мнению экспертов, Москва могла бы воспользоваться опытом Пекина. В 2005 году Китай запустил амбициозную программу Green Light, вложив в производство энергосберегающих ламп около $2 млрд. Китайские экспортеры «зеленых» ламп помимо налоговых льгот получают от правительства и субсидии, что позволяет им держать экспортные цены очень низкими. В результате Китай выпускает около 80% мирового производства. Две трети продукции идет на экспорт. Качественная продукция уходит на рынки США и Европы, остальная — в СНГ и развивающиеся страны. Также назрели изменения в российской системе госзакупок. По словам Питера ван Беркеля, сейчас решающим фактором для выбора победителя тендера является цена, но инновационные товары всегда стоят дороже. Вот и получается, что в госзакупках побеждают старые технологии. В результате муниципалитеты, государственные предприятия и организации отказываются от использования энергосберегающих решений ввиду их высокой стоимости, несмотря на экономическую выгодность самих проектов и сравнительно небольшие сроки их окупаемости. «Замедляют переход на светодиодные технологии и частные потребители, так как они по-прежнему руководствуются ценой лампы при покупке. Отчасти это объясняется сравнительно невысокой (в России. — „ЭВ“) стоимостью электроэнергии по сравнению с западными странами, где дефицит ресурсов более ощутим. Производители должны больше рассказывать российским потребителям о преимуществах светодиодов, которые в быту повышают качество освещения за счет отсутствия ультрафиолетового и инфракрасного освещения и сокращают расходы на электроэнергию», — заключил эксперт. |