Закрома родины пустеют на глазах

 Закрома родины пустеют на глазах фото: Сергей Иванов

“Развитие нашей отрасли во многом зависит от экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, который должен стать новой точкой ее развития”, — отметила глава Минсельхоза Елена Скрынник, выступая на официальном открытии российской экспозиции на выставке “Зеленая неделя-2011” в Берлине.

Об эффективности экспорта сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерновых, говорят давно. Но особенно восторженно — в 2009-м. Тогда в стране уродился рекордный урожай — почти 100 млн. тонн. Успехи отечественного АПК настолько окрылили чиновников, что экспортные потоки было решено взять под крыло государства. В июле 2009 года премьер Владимир Путин подписал распоряжение о создании государственной “Объединенной зерновой компании” (ОЗК). По расчетам правительства, доля госкорпорации в отечественном зерновом экспорте должна была составить 50%. Но чиновники просчитались. Прошедший год оказался настолько неудачным, что об экспорте и речи быть не могло (с 15 августа 2010-го было введено эмбарго на зерновой экспорт, которое скорее всего будет действовать до 1 июля этого года). Остро встал вопрос о достаточности зерна на внутреннем рынке. “Нам сейчас трудно предположить, что будет с погодой. Поэтому важно не только сохранить стабильность на рынке зерна и продовольствия, но иметь достаточный переходящий остаток”, — заявил на днях первый вице-премьер Виктор Зубков.

С переходящими запасами, однако, вышла некоторая заминка. В конце прошлого года ОЗК, ответственная в том числе и за сохранность интервенционного фонда, забила тревогу. Дескать, “неприкосновенный запас” зерна хранится в ненадлежащих условиях, а потому часть запасов может быть безвозвратно утрачена. Следствием этих тревожных заявлений явились масштабные прокурорские проверки в регионах. “Пропажей” российского зерна озаботились и наши зарубежные партнеры. В декабре прошлого года швейцарская компания Control Union International Commodity (CUIC) запланировала аудиторскую проверку отечественного “Росинтерагросервиса”, чтобы убедиться в наличии заявленных объемов зерновых по имеющимся обязательствам перед иностранными кредиторами. Но сделать этого швейцарцам так и не удалось. На предприятие западников просто не пустили. Причем никаких официальных комментариев от зерновиков по поводу сложившейся ситуации так и не последовало.

Между тем, согласно данным официальной статистики, никаких проблем с зерновыми в нынешнем году в России быть не должно. Подсчитаем: по данным Минсельхоза, урожай-2010 составил порядка 67 млн. тонн плюс 24 млн. тонн (включая 9 млн. — государственного интервенционного фонда) — переходящие запасы прошлого года. Для насыщения внутреннего рынка, по подсчетам аналитиков, нам необходимо 70—75 млн. тонн, при условии бурного развития животноводства, которого в стране уже многие годы не происходит. Так что переходящий запас на уже 2012 год может, если верить официальной статистике, составить 16—21 млн. тонн, что ненамного меньше, чем годом ранее. Однако участники рынка в частных беседах признаются, что вся “зерновая статистика” в стране бесконечно далека от реальности. Нередки случаи, когда статистические данные “наращиваются” за счет дважды, а то и трижды “проданных” с элеваторов объемов.

И подобное положение вещей в отечественном АПК происходит каждый год. Но только теперь этой теме было уделено столь пристальное внимание. И, похоже, не случайно. “Когда с урожаем все хорошо, никто не считает, сколько миллионов тонн сгнило на элеваторах, потому что все убытки покрываются следующим урожаем. В этом году вышло так, что бардак, который обычно скрывается за цифрой переходящих запасов, больше там “прятаться” не мог. Запасы и правда потребовались”, — резюмирует независимый аналитик аграрного рынка Николай Григорьев. Иными словами, в российских зернохранилищах может и не оказаться официально объявленных 70—75 млн. тонн зерна. И попытки правительства удержать оптовые цены на зерно в пределах 6 тыс. рублей за тонну путем проведения начиная с февраля зерновых интервенций могут оказаться тщетными. А это значит, что хлеб на прилавках неизбежно будет дорожать так же, как и в ушедшем 2010 году.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей