фото: Геннадий Черкасов
Он рассчитывается в процентном отношении к кадастровой стоимости земли в различных регионах. Например,среднестатистические 6 соток, отданные под сельскохозяйственную деятельность, в Московской области обошлись бы налогоплательщику в 278 рублей ежегодно, в Ленинградской — в 325, но уже в Саратовской области вам пришлось бы платить 73 рубля каждый год, а в Белгородской и Ярославской областях лишь 3,6 и 6 рублей соответственно. Новую поправку можно назвать, если не эффективной, то хотя бы справедливой: зачем накладывать на многодетных лишнее налоговое бремя? Изменения в Земельный кодекс, позволяющие муниципалитетам, регионам и федеральному центру передавать право собственности на земельные участки многодетным, было внесено в июне 2011 года. Этот проект убивал разом даже не двух, а трех зайцев: поддерживал семьи с тремя и более детьми материально, способствовал развитию сельского хозяйства и благоустройству неиспользуемых территорий, а также должен был вызвать приток населения в сельскую местность. В современных условиях, когда одна часть населения живет в городе, а вторая мечтает туда переехать, последний «убитый заяц» был особенно важен. В свою очередь, материальная помощь от такого участка заключалась в предоставлении возможности заниматься сельским хозяйством, то есть кормить семью выращенными собственными трудами продуктами, или создавать малый бизнес по их продаже. Новая законодательная инициатива сработала: уже через полгода 190 тысяч российских многодетных семей заявили о своем желании получить земельный участок, но без просчетов не обошлось. К тому времени для передачи таким семьям было подготовлено лишь 93 тысячи участков. Однако наличие спроса порождало и определенные опасения: не будет ли массовой передачи государственных и муниципальных земель чиновникам, совершенно неожиданно оказавшимся отцами многодетных семейств? Эксперт МК Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ: — Я одобряю государственную инициативу помощи многодетным и думаю, что возможность широкой передачи земель чиновникам здесь маловероятна: чиновников, у которых больше трех детей, не так уж и много. Массового усыновления тоже не будет: игра не стоит свеч. Вопрос в другом: насколько востребовано это предложение? Я не уверен, что городские семьи стремятся покинуть эту среду, предоставляющую более широкие возможности для образования и самореализации, и уехать в сельскую местность. Если, конечно, речь не идет о выходцах из деревни. Для большей эффективность этой инициативы я бы предложил ввести дифференцированные поправки. Например, можно расширить площадь земельных наделов в таких областях, как Кировская или Костромская, а для Московской области, на мой взгляд, предложение неэффективно: в окрестностях больших городов мало свободных земельных ресурсов для развития сельского хозяйства, близкого к натуральному. К тому же, нужно стимулировать приток населения в те области и районы, где меньше народонаселение, не усугубляя демографическую ситуацию в переполненных регионах. |